Северная тайга для Сhevron


О том, что американская Chevron создала СП с “Газпром нефтью”, вчера сообщила нефтяная “дочка” “Газпрома”. В сообщении говорится, что новое СП под названием ООО “Северная тайга Нефтегаз” было зарегистрировано в Ноябрьске (ЯНАО) 14 ноября 2006 г., за день до увольнения возглавлявшего тогда “Газпром нефть” Александра Рязанова.

Российской компании принадлежит в СП 30%, и эта доля, по словам представителя “Газпром нефти”, будет увеличена до контрольного пакета в соответствии с ранее подписанным меморандумом о сотрудничестве. У Chevron 70% в СП, потому что американская компания возьмет на себя основные инвестиции на первом этапе, уточняет собеседник “Ведомостей”.

По его словам, новая компания создана для реализации нефтяных проектов в тех случаях, когда нужно повышать эффективность добычи. Представитель российского представительства Chevron отказался комментировать сделку с “Газпром нефтью”, получить комментарии в головном офисе компании не удалось.

Перед “Газпром нефтью” стоит глобальная задача – довести уровень добычи до 80 млн т в год (в 2,5 раза больше, чем в прошлом году), напоминает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Для этого компании нужен партнер, который поможет диверсифицировать финансовые и геологические риски.

Сделка с “Газпром нефтью” позволит Chevron осуществить ее давнюю мечту работать в России. Летом 2003 г. компания собиралась купить блокирующий пакет акций объединенной “ЮКОС-Сибнефти” и вела об этом переговоры с экс-президентом ЮКОСа Михаилом Ходорковским, рассказывал в интервью “Ведомостям” совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин в апреле 2005 г. Однако сделка не состоялась. Спустя несколько месяцев после объединения ЮКОСа и “Сибнефти” Ходорковский оказался в тюрьме, а ЮКОСу были предъявлены многомиллиардные налоговые претензии, из-за которых компания объявлена банкротом. Акционеры “Сибнефти” добились развода с ЮКОСом и продали компанию “Газпрому” – теперь она называется “Газпром нефть”.

Наконец Chevron может осуществить то, что ей не удалось в 2003 г. В альянсе с газпромовской “дочкой” она может участвовать в покупке активов ЮКОСа, предполагает Борисов. “Цель создания общества может быть разной – от разработки нефтяных месторождений “Газпрома”, например Приразломного, до совместной покупки активов ЮКОСа”, – рассуждает аналитик UBS Каха Кикнавелидзе.

Топ-менеджеры “Газпрома” публично признавались в интересе монополии к активам ЮКОСа, которые будут выставляться на торги в рамках банкротства компании. Концерн, в частности, заинтересован в приобретении нефтедобывающих “дочек” ЮКОСа – “Томскнефти” и ВСНК. Представитель Chevron говорит, что о планах СП по покупке активов ЮКОСа ему ничего не известно, а представитель “Газпром нефти” заверяет, что в покупке активов ЮКОСа новое СП участвовать не собирается.