Триумф мелких


“В 2001–2004 гг. операторы “большой тройки” активно скупали региональные компании, из-за этого доля [регионалов] на российском рынке снизилась с 41% до 11%”, – рассказывает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Но в 2005 г. доля рынка регионалов неожиданно увеличилась на 1% – с 11% до 12%. В минувшем году их успехи оказались еще более заметными: их доля выросла с 12% до 15%. В пяти регионах абонентские базы региональных операторов превысили 1 млн человек. А из операторов “большой тройки” увеличить долю рынка в 2006 г. удалось только “Мегафону” – у “Вымпелкома” и МТС она снизилась, отмечает Деев.

“Рост доли регионалов объясняется очень просто: “большая тройка” перестала демпинговать, а местные операторы по-прежнему снижали цены”, – говорит вице-президент МТС, директор подразделения “МТС Россия” Михаил Шамолин. А исполнительный вице-президент “Вымпелкома” Николай Прянишников добавляет, что если считать не sim-карты, а реальных пользователей, то на регионалов придется не 15%, а 13% рынка. “Мы считаем, что всего сейчас в России около 100 млн реальных абонентов, из них по 33 млн приходится на нас и МТС, 28 млн – на “Мегафон” и 13 млн – на местных операторов”, – говорит Прянишников.

“Как только закончилась региональная экспансия “большой тройки”, активизировались сильные местные игроки, которые наращивают долю за счет более плотного освоения своих регионов и проведения агрессивной маркетинговой политики”, – говорит ведущий аналитик Comnews Research Наталья Аристова. По словам Деева, около 45% прироста абонентских баз операторов-регионалов в 2006 г. обеспечила шведская Tele2, еще около 40% – “Сибирьтелеком”, СМАРТС и “Уралсвязьинформ”. С тем, что прошлый год стал успешным для Tele2, согласны и другие аналитики. “Эта компания проводила суперагрессивную маркетинговую политику и активно подключала новых абонентов”, – говорит управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев. Кроме того, напоминает Аристова, Tele2 купила у МСТ Corp. 100% акций компании, контролирующей четырех GSM-операторов Северо-Запада. В результате Tele2 заняла 4-е место среди российских сотовых операторов по территориальному охвату – она присутствует в 17 регионах.

Вице-президент Tele2 по операциям в странах Балтии и России Джонни Сведберг признает, что его компания преуспела во многом благодаря низким тарифам. Кроме того, Tele2 повысила качество связи, добавляет он. Компания еще в III квартале 2005 г. стала самым быстро растущим сотовым оператором в России и сумела сохранить эти позиции, доволен Сведберг.

Гендиректор СМАРТС Андрей Гирев успехи регионалов объясняет тем, что в минувшем году эти операторы в основном боролись за абонентов, живущих в небольших городках и селах. “Все крупные города и региональные центры уже охвачены сотовой связью, поэтому операторы стали двигаться в глубинку, и тут оказалось, что одно из главных преимуществ федеральных операторов – дешевый роуминг – у местных жителей практически не востребован”, – говорит Гирев. Жители глубинки практически не выезжают из своих городов и при этом предпочитают дешевую и надежную мобильную связь. “На этих факторах мы и строили свою маркетинговую политику”, – поясняет Гирев.

И аналитики, и операторы “большой тройки”, и даже сами регионалы считают, что небольшим операторам вряд ли удастся повторить в 2007 г. прошлогодний триумф. “Рынок сотовой связи уже насыщен, и потенциала для дальнейшего роста практически нет”, – замечает Деев. По его мнению, в этом году доля регионалов вырастет максимум на 1,5%. “Из-за высокого проникновения привлекать новых абонентов становится все труднее”, – подтверждает Гирев. А Прянишников подчеркивает, что из-за введения новых цен на межоператорские соединения регионалы потеряют свое главное преимущество – возможность устанавливать низкие цены.