ВЕКТОР


Не туда идете

Российские сталелитейные компании и их хозяева с недавних пор превратились в крупных покупателей зарубежных активов. НЛМК в 2005 г. на приватизационных торгах до последнего боролся за право купить турецкий Erdemir, предложив за него $2,75 млрд, “Евраз” сейчас покупает за $2,3 млрд американскую Oregon Steel Mills (об этой сделке см. статью на стр. Б2). А в прошлом году владелец “Северстали” Алексей Мордашов чуть было не стал крупнейшим акционером Arcelor. Отечественные металлурги не зря стремятся к глобальной экспансии. В отличие от других отраслей мировая сталелитейная промышленность еще относительно раздроблена. Но уже через некоторое время все может измениться.

Сейчас российские компании занимают места во втором-третьем десятке крупнейших мировых производителей стали. Скупка активов за рубежом способна вывести их в лидеры. До сих пор российские компании поглощали конкурентов в Европе и США. Оно и понятно – ведь покупаются не только мощности, но и, что гораздо более важно, покупатели.

McKinsey ставит под сомнение такую стратегию. Консультанты указывают, что потребление стали в Европе и США растет медленно. К тому же производить металл там очень дорого. А значит, как только цены на сталь рухнут (по мнению McKinsey, это может случиться “в любой момент между 2007 и 2010 гг.”), эти активы станут убыточными. В McKinsey считают, что россиянам стоит создавать альянсы с зарубежными компаниями. Причем не с крупными западными, а с более мелкими китайскими, пакистанскими, индийскими и бразильскими. McKinsey кажутся наиболее привлекательными альянсы с производителями из Китая и Пакистана: там налицо нехватка сырья и выше издержки от производства стали. Вопрос лишь в том, готовы ли владельцы российских компаний к подобным альянсам. До сих пор они не могут договориться ни о чем подобном друг с другом.

Дело за удобством

Давно будоражившие рынок слухи, что Apple готовится выпустить мобильный телефон, подтвердились. В Сан-Франциско на выставке Macworld основатель и гендиректор корпорации Стив Джобс представил устройство iPhone, совмещающее в себе функции и мобильного телефона, и плейера iPod, и коммуникатора для интернет-серфинга, и фотокамеры (см. статью на стр. А1). Джобс не стал скромничать – он назвал iPhone третьим изобретением Apple, изменившим мир, – после компьютеров Mac и iPod. На сайте корпорации новинка сопровождается слоганом “Мы изобрели телефон заново”, а при ее описании Apple не смущаясь употребляет эпитет “революционное”.

С функциональной точки зрения о революции говорить не приходится. Производители телефонов давно соперничают друг с другом по количеству мегапикселей встроенных в их трубки фотокамер, а Nokia, например, рекламирует прошлогоднюю модель телефона Nokia 3250 как “повернутую на музыке”: один из ее ключевых элементов – цифровой плейер, удобство управления которым поставлено во главу угла. Новаторство Apple проявляется в дизайне: ее iPhone, как и iPod, оборудован всего одним колесом управления – в основном же навигация по меню осуществляется с помощью сенсорного экрана. Все элементы управления, включая клавиатуру, – виртуальные. В случае с iPod ограниченное количество кнопок оказалось успешным решением: мировые продажи этих устройств выросли в 2006 финансовом году на 69%, а российские – вшестеро, хотя новинкой этот плейер не назовешь: он появился еще в 2001 г.