Заплатить за банкрота


Закон о банкротстве действует с 2002 г. Сразу после его вступления в силу обнаружилось множество неточностей и несостыковок. Чтобы их исправить, Минэкономразвития в 2005 г. подготовило большой пакет поправок. “Фактически мы сейчас переписываем закон о банкротстве”, – признается председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. В первом чтении документ принят в мае 2005 г. Ко второму чтению депутаты внесли около 200 поправок.

Благодаря новой версии закона процедура банкротства станет более цивилизованной и удобной, рассчитывает Плескачевский. Например, третьи лица смогут погашать долги компании-банкрота по обязательным платежам. Если третье лицо готово заплатить долг полностью, проблем не возникает и сейчас – достаточно перечислить деньги на счет должника, говорит Дмитрий Степанов из компании “Юков, Хренов и партнеры”. Но чаще всего компания хотела бы растянуть погашение налоговых долгов на несколько лет. Законопроект дает возможность реструктурировать платежи – в том числе если их будут гасить третьи лица, объясняет Степанов. Это поможет компаниям, которым государство выставило большие налоговые претензии, говорит гендиректор “Промконсалтинвеста” Николай Яровой. В свое время, вспоминает он, из-за долгов государству банкротство угрожало Коршуновскому ГОКу, за которого срочно погасил задолженность “Мечел”, владевший комбинатом.

Государство, в свою очередь, получит возможность пополнить бюджет, говорит Степанов: налоговики получат недоимку почти в полном объеме, хотя и в рассрочку. Но чтобы эта норма заработала, нужно еще принять поправки в Налоговый кодекс, предупреждает он.

Инициировать процедуру банкротства станет проще, говорит директор по развитию юрфирмы “Яковлев и партнеры” Александр Трифонов. Сейчас кредитор вынужден сначала пойти в суд и доказать, что должник не платит вовремя. И только через месяц после того, как по решению суда будет возбуждено исполнительное производство, кредитор вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом. “Но в такой ситуации недобросовестный должник успевает либо вывести свои активы, либо удовлетворить требования только одного кредитора, а требования других остаются непогашенными”, – объясняет Наталья Мертвищева из компании “Частное право”. Теперь права кредитора будут защищены лучше: по своему усмотрению он сможет либо воспользоваться прежним порядком, либо инициировать процедуру банкротства сразу – для этого достаточно располагать документом, доказывающим наличие просроченной задолженности.

По-новому будут оплачиваться услуги арбитражных управляющих. Помимо фиксированного вознаграждения предлагается доплачивать им определенный процент с того, что удалось взыскать с должников компании (чем выше доля погашенных требований, тем выше процент вознаграждения). “Это стимулирует деятельность управляющего, в результате выиграют конкурсные кредиторы”, – радуется Мертвищева.

Плескачевский рассчитывает, что рассмотрение законопроекта состоится завтра, несмотря на возражения Высшего арбитражного суда. Суд настаивает на том, что для банкротства стратегических предприятий нужно предусмотреть особый порядок. Депутаты не возражают, но предлагают не торопиться. Правительство сейчас готовит отдельный законопроект, посвященный специальным порядкам банкротства – для финансовых организаций, градообразующих, стратегических и сельхозпредприятий, объясняет Плескачевский. Поэтому разумнее рассмотреть этот вопрос отдельно.