Без лидеров


Впервые за трехлетнюю историю своего объединения ведущие винные журналисты решили не называть ни «Человека года», ни «Компанию года». В условиях кризиса у алкогольного рынка вождей не нашлось. Не было ни достаточно яркой личности, ни достаточно мощной компании, которые претендовали бы на место идейных лидеров отрасли.

Зато «Антигерой года» был назван безоговорочно – им стал Геннадий Онищенко. Мы сошлись во мнении, что главный санитарный врач России в 2006 году выполнял политический заказ, поэтому не был хозяином ситуации. Однако при этом он несколько раз дезинформировал общество и в своих выступлениях дошел до риторики образца 1985 года. Высказывания Онищенко встретили отпор со стороны специалистов во многих средствах массовой информации, но санврач не нашел повода извиниться или хотя бы признать свои ошибки (по поводу пестицидов в вине, токсичности французских вин и другие).

Закономерно, что среди итогов года оказалось больше негативных номинаций. «Головной болью года», по версии клуба, стала информационная система ЕГАИС. Неплохая идея, призванная сделать алкогольный рынок прозрачным, обернулась катастрофой. Операторы рынка потеряли сотни миллионов условных единиц, государство недополучило сответствующие суммы налогов, убытки никто не вернет, виновные не будут названы.

Разобщенность алкогольного рынка, ставшую особенно очевидной, мы назвали «Разочарованием года». Виноторговые компании не сумели выступить с единой позицией и безропотно переносили удары вышедшей из-под контроля бюрократической системы. Видимо, у каждого предпринимателя были свои причины надеяться, что именно его бизнес пострадает в меньшей степени, или свои опасения, что протест вызовет неадекватную реакцию властей.

«Главной опасностью» текущего момента журналисты посчитали исход профессионалов из винного бизнеса. Молодые и амбициозные профессионалы не хотят посвящать свой талант и свое время рынку, который в 2006 году стал предметом публичной порки.

Впрочем, винный пресс-клуб отметил и несколько обнадеживающих позитивных трендов. «Сделкой года» стала покупка группой SPI доли акций в Tenute di Toscana. Так в истории легендарной Орнеллайи появился второй русский след (у истоков создания этой винодельни стоял консультант Андрей Челищев). А водочная группа SPI, начав с этого приобретения, со временем может стать «русской Constellation».

«Столичным трендом» признаны винные бары. То, что заведения, позиционирующие себя именно так, пользуются все большим успехом, обнадеживает. С вином сегодня ассоциируются не только близкие к формату ресторана заведения типа In Vino или «Диссидента», но и более демократичный «Жан-Жак», где по пятницам не протолкнуться.

Винный пресс-клуб отдал должное зарубежным производителям, которые не стали сворачивать своих бюджетов по продвижению вина в России. Мощным фронтом, как всегда, выступили французы, но все же лучшую программу представила Испания. Благодаря торговому отделу посольства винная Испания в прошлом году стала нам ближе и понятнее. Испанцы продвигают свои вина и спиртные напитки в контексте гастрономии, истории и культуры, не ограничиваясь Москвой и смело отправляясь в региональные туры. Петербург, Екатеринбург, Ростов и другие города сегодня уже знают, что хересный бренди – исторически первый крепкий напиток в Европе и что вино лучше всего подавать с хамоном.

Другие номинации:

Бомба года – биодинамический взрыв

Биодинамика обозначилась как актуализированная тема – и во всем мире, и в России. В течение года прошло несколько акций, нашедших отклик в СМИ.

Мировой тренд – вина новых широт

Новый Свет перестал быть экзотикой. Новая тема – вина, произведенные за пределами 30–50-й параллелей.

Урожай века – 2005 год

Цены на топовые вина Бордо, еще не разлитые по бутылкам, достигли рекордного уровня. Во многих винных регионах год признан одним из лучших.

Абсолютный ценовой рекорд – Mouton Rothschild 1945

$345 000 – такая сумма была выплачена за ящик Мутона урожая 1945 года. Специалисты спорят по поводу того, сколько продержится новый рекорд.