Бум продолжится


Ничего страшного не случится, уверена главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Наоборот, произойдет диверсификация ПИИ, что существенно улучшит экономическую ситуацию. Инвестиций все еще недостаточно, продолжает Орлова: ПИИ за прошлый год выросли с 1,7% до 2,8% ВВП, а нормальным показателем по мировым меркам считается 5–6% ВВП.

Прошлый год стал для нашей страны рекордным по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ), пишет во вчерашнем отчете UNСTAD. По его данным, по сравнению с 2005 г. ПИИ в Россию выросли на 94,6% и достигли $28,4 млрд.

Российский ЦБ еще более оптимистичен: он сообщил вчера, что, по предварительной оценке, иностранцы в 2006 г. вложили в российские активы $31 млрд, обеспечив рост ПИИ почти в 2,5 раза. Быстрее увеличиваются иностранные вложения только в Казахстан, Польшу и Таиланд. Для сравнения: темпы роста ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы в среднем составляют 56%, в США – 78%.

По объему денег, вложенных иностранцами, Россия вышла на 3-е место среди развивающихся экономик: впереди только Китай ($70 млрд) и Сингапур ($31 млрд).

Интерес к России растет, все больше компаний понимают, что им необходимо здесь работать, российский рынок уже невозможно игнорировать, рассуждает главный экономист HSBC по России Александр Морозов. Но до мировых чемпионов нам еще далеко – например, в экономику США зарубежные инвесторы вложили в прошлом году $177,3 млрд, в Великобританию – $169,8 млрд.

В прошлом году впервые начала сокращаться доля иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор. До сих пор в ТЭК (преимущественно в проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2”) шла львиная доля ПИИ – 80–90%, говорит Морозов. В 2006 г. эта доля, по его оценке, сократилась до 60–70%. Иностранцы охотно покупали активы в банковском секторе, химической и лесной промышленности, вкладывали деньги в девелопмент (см. таблицу).

Общая сумма сделок по приобретению иностранными компаниями российских активов в 2006 г. превысила $9 млрд, подсчитал управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин. По его данным, на покупку активов в ТЭК иностранцы потратили только 35% этих денег, 33% пошло в банковский сектор.

Диверсификация иностранных инвестиций будет происходить и дальше, полагает Морозов, в том числе и потому, что российские власти ужесточают политику по отношению к иностранным вложениям в сырьевой сектор. Ужесточение условий инвестирования в сырьевой сектор беспокоит и UNCTAD, который опасается, что иностранцам некуда будет вкладывать деньги. Привлекательные для них химия, нефтехимия, услуги и сектор недвижимости еще не могут абсорбировать тот объем денег, которые иностранцы инвестируют в ТЭК.

Приток прямых иностранных инвестиций – важный индикатор делового климата и перспективности национальной экономики. Вместе с деньгами в развивающуюся страну приходят прогрессивные промышленные и управленческие технологии. “Наша страна способна привлекать больше”, – заключает Орлова.