Чем будем удивлять?


Похоже, что в 2007 году зрелищам будет уделено больше внимания, чем хлебу. Грядущие Олимпийские игры-2008 в Пекине и 2012 года в Лондоне и мода на возведение новых музейных зданий делают архитектуру более заметной, чем когда-либо. Это особый тип архитектуры – яркий, эффектный. В Лондоне заканчивается строительство нового стадиона Уэмбли по крайне дорогому проекту лорда Нормана Фостера, а Пекин обещает управиться со своим потрясающим стадионом уже в этом году. Его авторы – швейцарские архитекторы Херцог и де Мерон – создали в Китае интригующе сложную структуру, напоминающую «гнездо» из вермишели.

Затейливое переплетение линий – вообще один из любимых мотивов Херцога и де Мерона. Он прослеживается и в других работах: в кружеве фасадов культурного центра «Город фламенко» в Хересе, в испанской провинции Андалусии; в первом проекте архитекторов на Манхэттене, где в основу узора литых железных ворот жилого комплекса в Сохо были положены местные граффити.

Что касается новых музейных зданий, то большая их часть в 2007 году откроется по ту сторону океана. Известная японская студия SANAA представит бесплотный, состоящий из полупрозрачных объемов, словно бы растворяющийся в воздухе Новый музей современного искусства в центральном Манхэттене. Лондонец Дэвид Аджайе закончит работу над другим Музеем современного искусства – в Денвере, а австрийские художники-деконструктивисты из группы Coop Himmelblau – над художественным музеем в Акроне, штат Огайо.

В других странах тоже будет на что посмотреть. Новый музей Акрополя (автор проекта – американский архитектор швейцарского происхождения Бернар Чуми) должен был открыться в Афинах еще три года назад, после Олимпийских игр. Теперь это наконец произойдет. В четырехэтажном здании общей площадью 23 тысячи кв. метров одна стена отдана под стеклянную галерею, с которой откроется вид на Парфенон, а внутренние пространства оставлены под статуи, вывезенные из Греции в XIX веке и находящиеся сейчас в Британском музее, которые правительство Греции надеется вернуть.

Заха Хадид, единственная в мире женщина-архитектор, удостоенная Притцкеровской премии, в конце года представит вниманию публики MAXXI – римский Центр современного искусства, сложное бетонное сооружение, поражающее одновременно экстравагантностью и монументальностью.

Новый епархиальный музей «Колумба» в Кельне, установленный на месте разрушенной во время Второй мировой войны готической церкви Св. Колумбы, где разместится одна из лучших и наименее известных в мире коллекций искусства, – проект внешне более тихий, но и более глубокий. Его автор, швейцарец Петер Цумтор, – вероятно, самый загадочный и мощный из ныне действующих архитекторов, настоящий философ, чьи немногочисленные работы публика всегда ожидает с особым нетерпением.

Модной темой во всем мире останутся башни. Неумолимый рост небоскребов отвергает все сентиментальные разговоры об экологичной архитектуре, и новые шпили продолжают пронзать горизонты. Самый высокий из них, 800-метровый Burj Dubai, все еще в процессе возведения; в Нью-Йорке на месте Всемирного торгового центра должно начаться строительство мемориального комплекса. Своим первым небоскребом планирует обзавестись и Санкт-Петербург (проект разработан британским бюро RMJM, в здании будет расположен центральный офис «Газпрома»).

Строительство идет вовсю. И все же хочется, чтобы внимание архитекторов было обращено не только к возведению масштабных сооружений, но и к обыденным городским и пригородным пространствам.

(FT, 27.12.2006, Елена Парина)