Дежа вю


Страна понемногу приходит в себя после продолжительных праздников. Сбрасывают с себя характерную апатию и люди, привыкшие проводить время в кинозале. Все новогодние премьеры отсмотрены и оценены, телевизор забыт, как дурной сон. Что впереди?

После традиционного блицкрига блокбастеров «длинного уик-энда» прокат возвращается к нормативной жизни медленно и неохотно. Ярчайшая премьера наступающей недели – «Черная книга» (см. интервью Пола Верхувена на стр. 3), о которой «Пятница» писала еще осенью. Остальное – неяркое, неуверенное, какое-то недоваренное. Пожалуй, наиболее отчетливо на общем фоне выделяется французская картина «Не говори никому», которая появится на экранах 18 января. Постановщик – неплохой и молодой еще актер Гийом Кане, дебютировавший несколько лет назад разговорным фильмом «Как скажешь», а теперь вот решивший сыграть в молчанку, вдохновившись качественным детективом Харлана Кобена. Кане в самом деле произносит за весь фильм два-три слова: его роль эпизодическая, хотя по ходу интриги и важнейшая.

Об актерских способностях Кане по этой работе судить невозможно, а вот как режиссер он заметно вырос. Перед нами цельная и увлекательная картина, избавленная от обычных французских шуточек и подтруниваний над жанром. Найден фактурный и незасвеченный герой-артист, временами напоминающий о благословенной эпохе «черного» кино Клузо и Мельвилля – Франсуа Клузе. Сформирована достойная свита из более известных исполнителей: аристократ Жан Рошфор, трогательный Андре Дюссолье, неувядающие Кристин Скотт-Томас и Натали Бай, наконец, многообещающая, хотя не слишком известная в России актриса Мари-Жозе Кроз, когда-то взявшая малую каннскую «Золотую пальму» за роль наркоманки в «Нашествии варваров». Все вместе они разыграли чистый триллер с неожиданной развязкой. Не шедевр, но денег, потраченных на билет, жалко не будет.

Одно лишь маленькое «но»: сюжет, пусть и позаимствованный из книжки, кажется известным наизусть. Добрый врач (на сей раз педиатр) теряет любимую жену и искренне по ней горюет, когда его вдруг обвиняют в ее убийстве: теперь ему надо не только отомстить, но и самому спастись от не в меру добросовестных полицейских. Полтора десятилетия назад эту историю рассказали американцы в фильме «Беглец», а пару лет назад по стопам Харрисона Форда отправился – будто бы случайно – Евгений Миронов в отечественной вариации на заданную тему, названной Егором Кончаловским «Побег». Единственное утешение состоит в том, что злодеем у Кане оказывается отнюдь не медик-конкурент, но ведь до кульминации ждать добрых два часа! Все это время искушенному зрителю придется бороться со стойким ощущением дежа вю.

Повторы, сплошные повторы. А так ли это плохо – превращение публики в гигантскую стаю собак Павлова с устойчивыми рефлексами? Взглянешь на афишу 2007 года и поймешь: такой зритель – мечта продюсера. Неожиданности в прокате будут, можно не сомневаться. Но будут и ожиданности. Сладостные для тех, кто тратил деньги на заведомо успешные проекты, чтобы заработать деньги куда большие и без малейшего риска. В этом отношении мастера зарубежного креатива ничуть не отличаются от отечественных умельцев, забивающих новогодний телеэфир одинаковыми галкиными и киркоровыми и венчающих праздник вторичности «Карнавальной ночью-2». Воистину Эльдар Рязанов – пророк сезона.

Бренд наступившего года – даже не удвоенные, а утроенные фильмы. Трижды любимцы почтеннейшей публики. Усомнится ли хоть один смельчак в успехе «Пиратов Карибского моря-3: На краю земли»? Или, быть может, вы предполагаете, что в прокате хоть одной страны мира провалится «Человек-паук-3»? А что вы думаете о шансах третьего «Шрэка»? А как вы считаете, сможет ли публика не заметить третью «Обитель зла»? Не надо быть экспертом, чтобы предсказать каждому из этих фильмов оглушительный успех.

Этим дело не ограничится. Три уже не магическое число, и на нем умельцы собирать деньги не намерены останавливаться. Публика ознакомится с первыми шагами Ганнибала Лектера (что будет дальше, «Ганнибал в колыбели»? Или «Ганнибал при смерти»?); Европа уже готовит свои автострады к рейду «Такси-4»…

Тех, кто еще решается выдумать нового героя из головы («Чемоданы Тульса Люпера» Питера Гринуэя – в прокате с 11 января) или взять сюжет из реальной жизни (не менее блистательный «Альфа-Дог» Ника Кассаветиса уже на экранах), все меньше с каждым днем. Спасибо им за отвагу.

«Не говори никому», с 18 января, «Будапешт», «Высота», «Триумф»