Кремль не милосерден


С каждым годом заключенные все реже получают положительный ответ на прошения о помиловании. Количество соответствующих президентских указов снижается в геометрической прогрессии. Так, в 2006 г. Путин подписал всего девять указов о помиловании, в 2005 г. их было 42, а в 2004-м – 72. Традиция миловать осужденных под Новый год также постепенно сходит на нет: если в 2004 г. в канун зимних праздников президент удовлетворил сразу 12 прошений о помиловании, то в прошлом году – всего одно.

Источник в управлении пресс-службы администрации президента затруднился объяснить тенденцию, адресовав к советнику президента по вопросам помилования Анатолию Приставкину. По словам собеседника “Ведомостей”, информация о количестве представленных Путину кандидатур на помилование является конфиденциальной. Связаться с Приставкиным не удалось.

Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин неоднократно ссылался на то, что по мере либерализации уголовного законодательства нужда в институте амнистии и помилования отпадает. С ним согласен председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. С тех пор как в 2002 г. заработал новый Уголовный кодекс, число осужденных за тяжкие деяния в прошлом году снизилось, а наказания по менее серьезным преступлениям свелись к минимуму, говорит депутат.

Но статистика свидетельствует о росте числа осужденных за 2006 г. В местах лишения свободы содержится 872 000 человек, что на 50 000 (6%) больше, чем год назад, рассказал вчера Калинин на брифинге по итогам года. Рост числа приговоров к лишению свободы связан с ростом числа тяжких преступлений, по которым нельзя отделаться условными наказаниями, полагает сотрудник центрального аппарата МВД. За 11 месяцев 2006 г. количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, по данным МВД, увеличилось с 980 000 до 992 000 человек.

В комиссиях по помилованию в среднем от 11 до 15 человек, они регулярно рассматривают прошения и посещают тюрьмы с проверками. Больше половины заседаний – на выезде, рассказывает председатель комиссии по помилованию при губернаторе Нижегородской области, президент ОАО “ГАЗ” Николай Пугин. Раз в месяц представители комиссии выезжают в колонии, вторит ему руководитель петербургской комиссии Алексей Козырев.

В Вологодской области за 2006 г. комиссия по вопросам помилования рекомендовала пять прошений из 80. В Свердловской – четыре из 117, по двум уже получен отказ из администрации президента. По словам опрошенных “Ведомостями” председателей комиссий, по положительным вердиктам решение Путина обычно 50 на 50, они считают это хорошим результатом.

Но работать сложно: ситуация в сфере помилования ухудшилась, комиссии жалуются на забюрократизированность процедуры, признает председатель Совета по правам человека при президенте Элла Памфилова. Прошения где-то тормозятся, отмечает чиновник управления государственной защиты прав человека. Ряд комиссий также отмечают, что ходатайств, а соответственно, и их рекомендаций, стало меньше. Так, в Свердловской области поток прошений за пять лет уменьшился в четыре раза. Последнее время нижегородская комиссия стала получать в 2,5–3 раза меньше запросов о помиловании, чем в прошлые годы, рассказывает Пугин. При этом он сетует на задержки ответов из Кремля. О том, что документы долго лежат в Москве, прежде чем попадают на подпись к президенту, говорит и Алексей Козырев.

Президент получает далеко не все ходатайства, большинство не проходит фильтр его администрации, считает правозащитник Лев Пономарев. При Путине расформировали президентскую комиссию по помилованию, отдав первичный отбор региональным органам, в которых много силовиков, и это сказывается на вердиктах, говорит он. В кремлевской администрации вопросы помилования также курирует выходец из силовых структур, помощник президента Виктор Иванов, напоминает эксперт.