Не склад, но звук


От основного здания театра до нового концертного зала в буквальном смысле подать рукой – оркестранты успевают добежать с одной репетиции на другую за две минуты. Здание, выглядывающее из-за угла на улице Декабристов, первоначально служило Мариинке складским помещением, но после знаменитого пожара, произошедшего три года назад и превратившего в пепел буквально все, что находилось внутри, Валерий Гергиев нашел для него новое предназначение.

Поскольку театр отводит концертным программам в своей жизни места не меньше, чем собственно театральным, то было решено превратить его в ультрасовременный концертный комплекс, где возможно было бы проведение не только симфонических программ, но и спектаклей (в модном сейчас формате semi-staged performances, т. е. полусценических представлений), симпозиумов и конгрессов.

Первой и главной задачей Гергиева была акустика, обеспечить которую должен был ведущий японский специалист в этой области Ясухито Тойота. Надо признать, что просторный зал вместимостью 1100 мест, обитый светлым деревом с ребристыми узорами на стенах (которые, как утверждают специалисты, оказывают решающее воздействие на распределение звука по разным частям зала) и минималистским декором, “звучит” превосходно – чистота и полетность звука, тончайшие тембровые градации, которые с одинаковой четкостью можно различать сидя и в партере, и на самой галерке, и мощный резонанс каждого аккорда принадлежат к числу его неоспоримых достоинств.

Официально здание еще не сдано в эксплуатацию, и на первые концерты билеты не продавались, а распространялись бесплатно среди постоянных слушателей Мариинки – в зале и фойе еще чувствуется запах опилок и клея, на верхних ярусах заметна строительная пыль, но в целом здание уже производит хорошее впечатление.

Первые полгода, как утверждает Валерий Гергиев, артисты будут осваивать акустику, пробовать разные варианты рассадки оркестра и искать наилучший баланс – например, на концертном исполнении оперы Берлиоза “Бенвенуто Челлини” солистов-вокалистов посадили сзади оркестра (вследствие чего акустическая картина получилась неоднозначной), а хор – в амфитеатре позади сцены. Далее же должна начаться планомерная деятельность новой площадки, и планы Гергиева в ее отношении, как всегда, наполеоновские: цикл всех симфоний Малера и Бетховена, моцартовские концерты, гастроли крупнейших солистов (в частности, обещают Вадима Репина, Николая Цнайдера, Евгения Кисина) и, конечно же, регулярные выступления самого Гергиева.

Музыканты “со стороны” выражают надежды, что новый концертный зал будет доступен и для арендных выступлений, а не останется неприкосновенной мариинской собственностью: как известно, спрос на хорошие в акустическом отношении площадки всегда большой.