Проверка временем


Прежде чем что-либо предсказывать, стоит несколько раз подумать, иначе будущее может превратить вас в объект насмешек. Все прогнозы, что вы прочитаете дальше, были сделаны за последнее столетие и появлялись в респектабельных газетах и журналах. И лишь очень небольшая часть из них впоследствии оказалась правдой. Например, заявление, сделанное генерал-майором, доктором философии Джорджем Оуэном Сквиером в 1911 году: «Наверняка настанет время, – писал он, – когда методы электрической интеркоммуникации будут настолько развиты и доступны, что люди в разных странах мира будут ощущать себя практически соседями».

В тот же год Ричард Лукас из британского Королевского колледжа хирургии заявил, что настанет день, когда у человека на ногах будет всего по одному пальцу. «Маленькие пальцы будут использоваться все реже и реже, – считал он. – А большой палец, наоборот, будет развиваться невероятно быстро».

В 1929 году нью-йоркский галантерейщик Джон Дэвид предсказывал, что «хорошо одетый человек 2020 года будет носить шорты во всех ситуациях, кроме официальных мероприятий».

Жан Гатри, заместитель главного редактора журнала Better Homes and Gardens, в 1942 году заявил, что домохозяйка будущего сможет починить радио, утюг, лампу, стиральную машину и автомобиль.

Смеяться над предсказателями – это самое простое. Особенно спустя время и зная, чем дело кончилось. Однако всегда найдутся те, кто действительно может предугадывать будущее. В 1925 году никто не падал на пол от смеха – по крайней мере публично, – когда Харви Корбетт из американского Института архитектуры заявил: «Через пятьдесят лет автомобильное движение полностью исчезнет с нью-йоркских улиц, и люди будут перелетать из одного места в другое с помощью аппарата, похожего на пушку».

Развитие транспортной системы предоставляло особенно благодатную почву для фантазий. «Создание гигантского аэроплана, который будет вмещать 300–400 пассажиров, технически возможно, – писали специалисты по авиации в 1944 году, – однако совершенно невыгодно: количество рейсов придется сократить, а число членов экипажа, наоборот, увеличить». Десятью годами раньше вице-президент General Motors Чарльз Кеттеринг заявил: «Несложно вообразить, что в будущем вся система авиатранспорта совершенно перестанет зависеть от тумана и других погодных условий». А Билл Скаут, директор по исследованиям Consolidated Vultee Aircraft, в 1943 году совершенно серьезно говорил о гибриде автомобиля и самолета, который «будет летать в небе, а затем складывать крылья, как муха, и ездить по земле».

Очень часто предсказания бывают навеяны мечтами. Например, в 1914 году сэр Генри Блейк, чиновник британского правительства, рассказывал о бесшумном городе будущего, где в качестве дорожного покрытия вместо брусчатки и асфальта будет использоваться резина. Это пригодилось бы в утопическом мире, придуманном профессором Дэвидом Фрейзером-Хайзером в 1946 году. «Все совершеннолетние граждане, – говорил профессор, – будут иметь неотчуждаемое право на восемь часов безмятежного ночного сна во что бы то ни стало».

Эти счастливые, наслаждающиеся тишиной и сном люди жили бы в доме, описанном Джоном Сазерлендом, деканом Школы медицины Бостонского университета, в 1912 году. Он был бы «оборудован электрическим аппаратом, который бы подпитывал жильцов энергией (причем без какого-либо их участия), таким образом оберегая их от многих болезней, которые существуют в настоящее время».

Что касается войн, то на эту тему тоже немало прогнозов. В этом случае «пророки», как правило, впадают в крайности: либо сплошной мир, либо полное его уничтожение. В 1911 году английский священник Уильям Генри Фитчетт сформулировал свою версию предстоящей войны. «В ближайшем будущем нам следует ожидать настоящего взрыва в жизни и сознании цивилизованного человечества, – говорил Фитчетт. – Сейчас мир постоянно находится на взводе, готовясь к войне в любой момент. Иными словами, количество всего, что нужно для ведения войны, перевалило допустимый предел. И сегодня мы можем сказать, что любая война абсолютно невозможна, так как достаточно небольших манипуляций – и вся планета исчезнет».

Бизнесмены, как правило, придерживаются краткосрочных предсказаний, но «сырный барон» Джеймс Льюис Крафт в 1925 году подробно расписал будущее своей компании: «Когда меня уже не станет, торговцы Kraft будут покорять пески Африки, бороться со снегом в Сибири и сражаться с суевериями в Монголии – все они честно будут стремиться к тому, чтобы увеличить продажи».

Так кто же может лучше всего рассказать о том, что произойдет в будущем? Как определить, кому верить, а кому нет?

В 1937 году Харли Кантрил, профессор психологии из Принстона, изучал способности предсказывать будущее у разных типов людей. Он составил опросник: что люди думают о международных отношениях и крупных национальных событиях. Анкету получили несколько сотен человек, которые были разбиты на группы по разным признакам: банкиры, редакторы, юристы, специалисты по связям с общественностью, коммунисты, историки, экономисты, социальные психологи и неспециалисты.

На тот момент можно было проверить только одно предсказание: позволит ли Конгресс президенту Рузвельту реорганизовать Верховный Суд – и большинство ответили неправильно. Однако это не помешало профессору Кантрилу обнаружить несколько интересных совпадений. Он смог выделить две группы, которые были больше других уверены, что их прогонозы сбудутся. Ими оказались банкиры и коммунисты. Правда, их предсказания «были в основном противоположными».

(WSJ, 08.01.2007, Майя Балабанова)