Субсидии для Лукашенко


Весь день шли вчера переговоры делегаций двух стран, а на 18.00 была назначена пресс-конференция премьеров Михаила Фрадкова и Сергея Сидорского. Сначала дискуссию вели министр экономразвития Герман Греф и вице-премьер Андрей Кобяков, потом к ним присоединился прилетевший из Минска Сидорский. “Это была просто война”, – сказал один из участников. Позиции сторон радикально отличались. Белорусы требовали возврата к соглашению 1995 г. Тогда ради создания Таможенного союза и Союзного государства Россия перестала взимать экспортную пошлину при поставках нефти на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке. Но если нефтепродукты использовались не для нужд Белоруссии, а транспортировались в Европу, 85% таможенной пошлины Белоруссия должна была отдавать России, оставляя себе 15%.

С 1998 г. соседи перестали делиться с Россией, а в 2001 г. вышли из соглашения, забирая всю валютную выручку. Из 20 млн т российской нефти, переработанной на белорусских НПЗ, лишь 20% потреблялось местными предприятиями. Выручка Белоруссии от экспорта нефтепродуктов и одновременно потери России, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, составляли $3–4 млрд в год. Поэтому с 1 января 2007 г. Москва ввела экспортную пошлину на нефть в размере $180,7 за тонну, что, по сути, убило выгодный бизнес Минска. В ответ Белоруссия ввела не применяемый в мире государственный сбор за транзит нефти в Европу, а 6 января откачала из трубопровода “Дружба” 79 000 т. Это вынудило “Транснефть” 8 января перекрыть заслонку, снизив на 200 000 т в сутки поставки западным потребителям.

Конфликт напугал ЕС и 10 европейских стран, зависящих от российской нефти. После звонка в среду Лукашенко Владимиру Путину белорусы отменили транзитную пошлину, вернули отобранные объемы нефти и возобновили прокачку в Европу. Однако надежда Минска на то, что и Россия отменит экспортную пошлину на нефть, не оправдалась. “Мы больше не должны зависеть от выходок Минска. Свои деньги мы берем на своей территории, а не выпрашиваем, как раньше”, – сформулировал новый подход российский участник переговоров. По словам другого, Кобяков и Сидорский предлагали восстановить в 2007 г. нулевую пошлину на нефть, а экспортную пошлину на нефтепродукты делить поровну. При этом за скобки договора предлагалось вынести 4 млн т нефти, которые Белоруссия перерабатывает на НПЗ для потребностей своей экономики. Это слишком сложно для таможенного администрирования и неприемлемо в принципе, заявили российские участники. А Греф привел расчеты, на основе которых Россия готова в течение четырех лет предоставлять безвозмездные субсидии из бюджета на реформы в Белоруссии. Ее размер в 2007 г. составил бы $200–250 млн, постепенно уменьшаясь до $50 млн в 2010 г. Сидорского это категорически не устроило, оставив делегацию для дискуссии, он уехал в белорусское посольство для консультаций с Лукашенко, рассказывает участник переговоров.

Повышение газовых цен и нефтяной пошлины увеличит расходы Белоруссии в 2007 г. на $1 млрд и $2,6 млрд соответственно. Доходы от продажи пакета “Белтрансгаза” ($625 млн в год) и увеличение стоимости транзита российского газа в Европу ($360 млн) дают Белоруссии дополнительно $985 млн. С учетом безвозмездной субсидии общие потери соседей составят примерно $2,4 млрд. Серьезного ущерба экономике Белоруссии это не нанесет, полагает эксперт минского Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик. По его словам, темпы роста в 2006 г. равнялись 10% ВВП, инфляция не превысила 7%, бюджет сведен с небольшим профицитом. В золотовалютных резервах – $1,5 млрд, в фонде развития промышленности (аналог российского стабфонда) – $650 млн. Уверен в устойчивости экономики и начальник управления Нацбанка Белоруссии Анатолий Дроздов. По его мнению, дефицит может быть закрыт внешними заимствованиями и продажей предприятий. “Намечается 4–6 стратегических инвесторов в банковскую систему, и каждый способен принести в Белоруссию по $1 млрд”, – утверждает Дроздов.

На момент сдачи номера переговоры Минэкономразвития продолжались, а Сидорский не прибыл в Белый дом для подписания с Фрадковым проекта межправительственного соглашения. Руководитель объединения “Белорусский союз предпринимателей и нанимателей” Георгий Бадей сожалеет о том, что Россия не согласилась вернуться к механизму раздела экспортных пошлин на нефтепродукты: “Это было бы справедливо и в духе союзнических отношений”.

Россия больше не доверяет Лукашенко и ни за что не отменит экспортных пошлин на нефть, уверен минский политолог Ярослав Романчук. Конфликт уже ударил по престижу России в Европе и с учетом предстоящего вступления в ВТО Кремль постарается сгладить последствия противостояния и предоставит достаточно выгодные условия Белоруссии, уверена главный управляющий “ОФГ-Инвест” Светлана Ле Галль. Ради виртуального союза Россия вынуждена идти на экономические жертвы и продолжает субсидировать белорусскую экономику, говорит эксперт Института СНГ Андрей Грозин. Российский Минфин выделил Белоруссии несколько шестилетних кредитов на $360,8 млн. Белоруссия обслуживает их исправно, сказал директор департамента Минфина Дмитрий Панкин.