“Связьинвест ” не отдадим


Готовясь к вступлению в ВТО, российское правительство оговорило возможность не допускать иностранных инвесторов к процессу приватизации компаний “Связьинвеста”. Об этом “Ведомостям” рассказал директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, ссылаясь на протокол о завершении двусторонних переговоров о присоединении России к ВТО, подписанный Россией и США в конце ноября 2006 г. В протоколе оговаривается также, что на первоначальном этапе российское государство оставляет за собой право сохранить контроль над приватизируемыми операторами фиксированной связи, в том числе и компаниями “Связьинвеста”. Например, для этого может быть использован механизм “золотой акции”, поясняет Медведков.

“Во многих странах предусматриваются ограничения на доступ иностранцев в стратегические отрасли: к примеру, в США не допускается контроль иностранцев над медийными активами”, – сказал “Ведомостям” замминистра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев. По его словам, Россия долго боролась за то, чтобы получить такую же возможность, и в результате добилась ограничения доли иностранного капитала в традиционных операторах связи пакетом в 49%. Правда, оговаривается Милованцев, в документах к ВТО речь идет о предельных правах, которыми российские власти могут и не воспользоваться.

Государство обещает выставить 75% минус 1 акция “Связьинвеста” на аукцион с 1998 г. В 2005 г. был даже подготовлен проект указа президента о выведении “Связьинвеста” из перечня стратегических предприятий, однако он до сих пор не подписан. Блокпакет “Связьинвеста” сменил уже двух владельцев: в 1997 г. 25% плюс 1 акция достались за $1,875 млрд кипрскому консорциуму Mustcom, участниками которого были, в частности, структуры Джорджа Сороса и Владимира Потанина. Впоследствии Потанин продал свою долю Соросу. В 2004 г. блокпакет холдинга за $625 млн купил у Сороса американский бизнесмен российского происхождения Леонард Блаватник. В конце 2006 г., устав ждать приватизации остальных 75% минус 1 акция “Связьинвеста”, Блаватник продал блокпакет за $1,3 млрд компании “Комстар-ОТС”.

Представители российских претендентов на оставшуюся у государства часть “Связьинвеста” – “Комстара” и “Телекоминвеста” – не стали комментировать ситуацию. Ранее о возможном интересе к 75% минус 1 акция “Связьинвеста” заявлял норвежский Telenor, но сейчас, говорит директор по связям с общественностью Telenor Russia Анна Иванова-Галицына, планов участвовать в возможной приватизации у ее компании нет. Telenor интересуется прежде всего активами в сфере мобильной связи, объясняет она, добавляя, что участие в аукционе по “Связьинвесту” потребовало бы слишком больших для Telenor вложений в повышение эффективности бизнеса холдинга, а также повышенного внимания к его социальной составляющей. Представители Deutsche Telekom и France Telecom отказались от комментариев.

Старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов считает, что ограничение возможности привлечения иностранных инвесторов – негативный факт. Но никто и не ждал, что “Связьинвест” купит иностранная структура, добавляет он. С этим согласен и содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев. Он считает действия правительства вполне разумными: “Таким образом они оставили себе максимально возможное поле для маневра”.