Мученик одной картины


Конечно, история искусства, как и всякая история, не знает сослагательного наклонения, и бессмысленно гадать, каким художником был бы Александр Иванов, если бы не совершил своего подвига – двадцатилетнего писания большой картины “Явление мессии”, она же – “Явление Христа народу”. Но мыслям не прикажешь, и крамола все равно занимает голову.

На Крымском Валу висит авторский вариант главной русской религиозной картины, привезенный из Русского музея (само грандиозное “Явление” благоразумно оставлено на своем прежнем месте в историческом здании Третьяковки), и многочисленные эскизы к ней. Несколько вариантов головы Иоанна Крестителя, несколько вариантов рыжих кудрей Иоанна Богослова, фигуры раба и т. д. В неюбилейные дни часть эскизов спокойно висит рядом с самой картиной, и это зрелище памятно всем, кто хоть раз в жизни был в Третьяковской галерее.

Так что на выставке никаких особых откровений нет, и свободное от них место занимает академическая скука. Она может настичь зрителя, внимательно разглядывающего многочисленные рисунки и эскизы, в которых (не считая нескольких гениальных) то чувствуется рука большого мастера, то ничего и не чувствуется, а только виден труд живописца, поставившего перед собой грандиозную задачу – создание абсолютной картины на главный сюжет христианской культуры.

Есть на выставке и копии, которые Иванов делал с фрагментов картин великих итальянских мастеров. Вот тут и приходит праздная мысль, что, как бы грандиозна ни была поставленная Ивановым задача и каким бы убедительным ни оказалось ее решение, Рафаэль и Веронезе больше преуспели в божественном. Европейская религиозная живопись достигла своих вершин задолго до того, как была написана первая русская картина. Но подвиг есть подвиг, и вошедшее в национальное сознание “Явление Христа народу” обсуждать бессмысленно, оно давно стало одной из самых насмотренных русских картин, иконой отечественной живописи.

На выставке “Библейские эскизы” в Лаврушинском переулке перед зрителем предстает не хрестоматийный Александр Иванов. В акварелях его талант, освобожденный от “анахронизма” и “благочестия к искусству” (определения Гоголя), сияет светом, яркими красками и тонким рисунком. Этот чарующий, свободный талант радует и в бытовых зарисовках итальянской жизни, и в чудесных пейзажах, и в эскизах на библейские сюжеты, которые Иванов готовил для росписи задуманного им общественного здания. Это должен был быть, по мысли художника, новый храм – “результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете Земля”.

Насколько серьезно Иванов относился к своей утопической идее, видно в инсталляции, которую удачно придумали авторы выставки. Изображения библейских эскизов проецируются на стены зала, и при многократном увеличении видно, насколько прекрасными могли бы быть созданные по ним фрески. Каким подлинным, вдохновенным шедевром мог бы стать храм, расписанный Александром Ивановым, безусловно гениальным художником.

Выставка “Александр Иванов. Живопись и рисунок” продлится до 25 марта. Выставка “Библейские эскизы” –

до 29 апреля.