Профессиональное восхождение


В советские времена альпинисты делились на белых и черных – белые брали официальное разрешение на штурм вершин, черные уходили в горы тайком. Промышленный альпинизм у спортивного альпинизма перенял не только оборудование и технику безопасности, но и это двуцветное деление.

От черного к белому

Первые промышленные альпинисты работали в одиночку или в бригадах горных друзей. Юридических лиц и лицензий не имели, за работу брали наличными. Именно так начинал и Глеб Стрикалев – генеральный директор ООО “Альпсервис”. Сначала у него было хобби – сплавляться по горным рекам, и, чтобы подняться к исходной точке маршрута, ему регулярно приходилось добираться в горах до самых ледников. В 1994 г. он дал объявление в газету “Из рук в руки” о том, что “бригада альпинистов ищет работу”. Под первый заказ – демонтаж рекламной установки с гостиницы “Турист” – занял 800 руб. и купил болгарку. На этом заказе он заработал 15 000 руб. и докупил на них оборудование.

До 2002 г. Стрикалев, как и большинство промышленных альпинистов, работал вчерную. Легализовался потому, что заказчики все чаще стали требовать лицензию и расчетный счет, не желая платить наличными.

По подсчетам Стрикалева и его коллег (официально промальпинистов подсчитать сложно, потому что черно-белое деление на рынке по-прежнему сохраняется), сегодня в Москве работает около 6000 промальпинистов, а объем рынка составляет около $10–15 млн. Компаний вроде “Альпсервиса” – не более 20%. 60% – это гастарбайтеры, оставшиеся 20% – москвичи, работающие вчерную поодиночке или в бригадах. Коллега и конкурент Стрикалева – заместитель директора компании “Альпсити” Василий Далматов считает, что оборот рынка несколько выше, что же касается серьезных конкурентов, то все крупные игроки признают, что их не много – 5–6 компаний. По мнению Далматова, “промышленные альпинисты друг другу не конкуренты, а коллеги”. Стрикалев утверждает, что, хотя между промальпинистами и наблюдается жесткая конкуренция на уровне ценовой политики, серьезные компании, во-первых, пытаются договариваться друг с другом, а во-вторых, делят рынок за счет специализации: у одних доминируют заказы на герметизацию швов, у других – на монтаж наружной рекламы, у третьих – клининговые услуги.

Без рекламы

В начале деятельности “Альпсервис” выполнял простые работы по очистке крыш от снега и герметизации швов на крышах. С годами мастерство росло, заказы усложнялись. В 2002 г. “Альпсервис” выполнил монтаж подсветки Бородинского моста для компании “Светосервис”. “Они и раньше выполняли для нас разовые заказы, – вспоминает заместитель директора “Светосервиса” Виталий Литвиненко. – Когда нам понадобился монтаж в труднодоступных местах, мы их пригласили. Работой остались довольны, тем более что альпинисты выполняли ее зимой, в сильный мороз”.

“Альпсервис” отделывал Киевский вокзал сайдингом для генподрядчика – компании “Глассхаус” (на заказе работали 12 человек, объем составлял 7500 кв. м, работы длились три месяца), ремонтировал здания ВГТРК по заказу компании “Качество и надежность”. Один из последних заказов – монтаж вентилируемого фасада цеха компании “Тетрапак”.

Если первых клиентов Глеб Стрикалев искал через газеты бесплатных объявлений, то сейчас его компания уже два года обходится без рекламы. Сайта у “Альпсервиса” тоже нет, заказы обеспечивают старые клиенты, они же рекомендуют компанию новым заказчикам.

Рентабельные частники

С 2002 г. профессия “промышленный альпинист” официально внесена в реестр Минтруда, но при этом нормативной базы с расценками для нее до сих пор не создано. С промальпинистами, выполняющими госзаказы, расплачиваются по тем же ценам, что и с рабочими электролюлек. “Все солидные компании работают по единым госрасценкам, – говорит Стрикалев, – например, расценка на герметизацию межпанельных швов составляет 119–123 руб. за погонный метр”. За установку стеклопакетов “Альпсервис” берет с заказчика порядка $23 за 1 кв. м, зарплата рабочих при этом составляет $15 за 1 кв. м. На постановку 180–200 кв. м стеклопакетов обычно требуется 4–5 человек, заказ в среднем выполняется 10 дней.

“Рентабельность при работе с госзаказчиком совсем небольшая, зато при работе с коммерческими структурами (рекламными компаниями, банками) она может доходить до 50%. В среднем же рентабельность этого бизнеса не превышает 15%”, – рассказывает Стрикалев. Чтобы удержаться на плаву, “Альпсервис” лавирует между крупными государственными и мелкими частными заказами: “Гособъекты не так выгодны, но позволяют обеспечить работой и удержать большое количество людей, которые мне понадобятся, когда я получу мелкий, но дорогой заказ”.

Убийственное тепло

Необходимость удерживать рабочих, не зачисляя их в штат, – общая проблема руководителей компаний, занятых промышленным альпинизмом. В штате “Альпсервиса” всего шесть человек – инженеры-прорабы. Остальные – их число колеблется в диапазоне 20–50 человек в зависимости от количества заказов – работают по договорам. Все они “дорогие” (заработок в месяц превышает 50 000 руб.) или “средние” специалисты. С дешевыми Стрикалев не работает. Альпинисты приходят к нему со своим оборудованием (веревки, беседки, карабины и проч.), Стрикалев требует, чтобы все снаряжение имело сертификат UIAA (международная альпинистская организация). Всех экзаменует на знание техники безопасности, – и никакого спиртного во время работы. Стрикалев утверждает, что за все годы в его компании не было ни одного несчастного случая. И тем не менее рабочие застрахованы (имеется в виду не только страховочное оборудование, но и договор со страховой компанией, без которого невозможно получить лицензию на проведение строительных работ).

На одном объекте обычно занято не больше 10 человек. “Какой смысл держать людей в штате и отчислять за каждого до 40% налогов, когда я не способен всех обеспечить работой? А если в нашем бизнесе опять случится спад, как в 2006 г., и заказов не будет, чем я вообще буду платить людям зарплату?” – сетует Стрикалев.

Прошедший год для “Альпсервиса” действительно был неудачным. Если с момента официального открытия в 2002 г. оборот компании стабильно и ежегодно увеличивался втрое и к 2005 г. достиг $1,3 млн, то в 2006 г. он снизился на две трети. Причина спада в ужесточении строительного законодательства (раньше для начала строительства достаточно было распоряжения правительства Москвы и инвестиционного контракта, но с 2006 г. необходимо собрать полный пакет документов). “Начались тотальные проверки, – рассказывает Стрикалев, – тендеры на строительство и ремонт задержались, вместо апреля они прошли в конце июля. Все это время мелкие и средние строительные фирмы перебивались доделками и случайными заказами. Нас это тоже коснулось, мы потеряли половину заказчиков”.

Бесснежная зима тоже добавила Глебу Стрикалеву головной боли. Нынешнюю климатическую ситуацию он называет “убийством для компании”. “Альпсервис” еще в ноябре заключил больше десяти договоров на очистку крыш от снега, но снега все нет, а значит, нет и работы. “Люди, которых мы берегли для этих заказов, сейчас сидят без дела. Фасадных работ зимой тоже нет, тендеры на фасады пройдут только в апреле. Перебиваемся монтажами стеклопакетов. Спрогнозировать такую ситуацию заранее было невозможно”, – говорит Стрикалев.

Пересадка на яхту

По мнению Стрикалева, “москвичей и белых альпинистов становится все меньше, а цены на работы снижаются”. Василий Далматов с ним не согласен. Он утверждает, что гастарбайтерам удалось сбить расценки лишь на простые работы вроде очистки крыш и мойки стекол, а на работы со сложными высотными конструкциями цены растут на 10–14% в год. Его мнение разделяет Владимир Костычев, специалист группы компаний “Конти”: “К услугам промальпинистов прибегают при необходимости совмещения навыков альпиниста и профессионального строителя. Отсутствие одного из этих навыков не позволит качественно выполнить поставленную задачу. Поэтому мы всегда привлекаем специалистов высокого уровня”.

Глеб Стрикалев не разделяет воодушевления коллег и потенциальных заказчиков, а потому готовит себе нишу в совершенно другой отрасли – недавно открыл компанию, специализирующуюся на яхтенном туризме.

Однако Василий Далматов полагает, что “рынок будет активно развиваться – во-первых, за счет строительства сложных зданий, во-вторых, за счет герметизации, которая необходима построенным 20 лет назад панельным зданиям, в-третьих, за счет роста наружной рекламы”.

Владимир Костычев считает, что перспективы у промышленного альпинизма колоссальные: “Чем дальше будет развиваться рынок высотного строительства, тем больше будут востребованы промальпинисты”. “Спрос на услуги промальпинистов и развитие этого рынка будет возрастать с ростом строительства вообще, – утверждает заместитель руководителя департамента оценки и консалтинга компании Collers International Александр Крутов. – Если говорить об офисной недвижимости, то в Москве в 2006 г. наблюдался прирост на 975 000 кв. м в год, в 2007 г. ожидается прирост в 1,5 млн кв. м. Сроится много уникальных офисных зданий, торговых центров, гостиниц, монтаж и обслуживание которых требуют профессионального подхода промышленных альпинистов”. Поскольку подобный прирост наблюдается не только в офисном, но и в жилом, торговом и гостиничном строительстве, можно смело утверждать, что промышленные альпинисты без работы не останутся.