Табачники уходят с улиц


За выкладку сигарет в нижегородской розничной сети ТД “Медведь” (дистрибутор “Донского табака”) производители табачных изделий в 2007 г. будут платить в 10 раз больше, сообщил “Ведомостям” гендиректор ТД Андрей Горбатов. Ожидает увеличения рекламы табака в своих магазинах и владелец розничной сети “Калинка” Александр Степанов. Руководитель отдела рекламы сети ТД “Копейка” Дмитрий Алешин добавляет, что у производителей сигарет практически не осталось медиаресурсов для продвижения своей продукции, поэтому логично предположить, что их бюджеты на продвижение в сетях будут увеличены. По словам Горбатова, если раньше основой рекламного продвижения табачников в Нижнем была наружная реклама и продажа в мини-маркетах, то сейчас – с учетом заявлений властей о сносе мини-маркетов – им придется сосредоточиться только в розничных сетях.

19 июня 2006 г. вступило в силу постановление главы администрации Нижнего Новгорода Вадима Булавинова “О мерах по упорядочению земельных отношений в сфере размещения временных объектов”. Согласно этому постановлению временные объекты будут постепенно убираться с улиц по мере окончания срока аренды земельных участков – от года до пяти лет.

Производители табачных изделий признают, что усиление рекламы в торговых сетях – один из выходов. В 2007 г. табачная компания Japan Tobacco International (JTI), владеющая тремя табачными заводами в России, будет использовать все оставшиеся инструменты продвижения, в том числе рекламу в местах продаж и СМИ, сообщил “Ведомостям” управляющий по связям с общественностью табачной компании Анатолий Верещагин. Нижегородский представитель компании “Галлахер-Лиггетт-Дукат” (ГЛД) сообщил, что его компания увеличит рекламу внутри розничных торговых точек – на дисплеях и на сигаретных полках.

При этом табачники падения продаж из-за смены рекламоносителей не ожидают. Люди сколько курили, столько и будут курить, отметил Николай Гоматин, коммерческий директор нижегородской компании “СК-Трейд”, которая торгует табаком. С ним соглашается представитель ГЛД.

Табачники не раскрывают, сколько тратят на рекламу своего товара, ссылаясь на коммерческую тайну, но директор управления маркетинга ИК “Финам” Яна Ромашкина отмечает, что в прошлом году производители табака тратили около 80% своих бюджетов на наружную рекламу.

В Нижнем доля рекламы табачных изделий в наружной рекламе в городе составляла около 15%, говорит гендиректор рекламного агентства “News Outdoor – НН” Татьяна Архипова. По ее словам, агентство заранее позаботилось о снятии рекламы табака со своих щитов и занялось поиском “нейтральных” клиентов. Поэтому изменения в рекламном законодательстве пройдут достаточно “мягко” для рекламных агентств, считает Архипова. Заведующий сектором рекламы министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Сергей Стешов отмечает, что если в 2001–2002 гг. наружная реклама табака занимала значительную долю, то сейчас она занимает 4–5-е место среди других рекламируемых товаров. По его словам, нижегородские рекламные агентства давно готовились к изменениям в законе “О рекламе”, поэтому существенных потерь не понесут.

Директор другого рекламного агентства – “Арт-студия “Клим” Анатолий Игонин говорит, что у его агентства реклама табака занимала менее 10% в общем объеме. Но, по его мнению, найти замену табачникам непросто: новых игроков с новым товаром на рынке не появилось. “Нам придется где-то уменьшать, а где-то увеличивать количество рекламных конструкций, чтобы эти 10% площадей распродать за счет их интенсивного развития”, – говорит Игонин.