ВЕКТОР


Мегафон” начал работать в Москве позже, чем его основные конкуренты, МТС и “Вымпелком”. В конце 2001 г., когда он запустил сеть в столице, у МТС и “Вымпелкома” было уже 4 млн абонентов-москвичей на двоих, “Мегафон” же разменял первый миллион в апреле 2004 г. Казалось бы, на долю третьего участника рынка останутся лишь наименее доходные абоненты. Но получилось иначе. В Москве ARPU (месячный доход в расчете на абонента) у “Мегафона” составляет около $20 в месяц – на $6,5 больше, чем у МТС (“Вымпелком” не раскрывает данные отдельно по Москве).

Шаг мельчает

Год за годом инфляция в России становится все меньше, а вслед за ней – и ставка рефинансирования. Чем меньше инфляция сама по себе, тем менее существенно и абсолютное снижение ставки рефинансирования. В прошлом году впервые за всю историю ЦБ снижал ее не на один процентный пункт, а на половину. Но вот инфляция перестала быть двузначной, и даже шаг в 0,5% становится для ЦБ великоватым. “До сих пор мы снижали [ставку рефинансирования] на 0,5 процентного пункта, но есть смыл обсудить вопрос о переходе на шаг 0,25 пункта. Это больше соответствует той практике, к которой прибегают ведущие центральные банки мира. Мы будем это обсуждать”, – цитирует первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева “Интерфакс”. По словам Улюкаева, вопрос о снижении ставки рефинансирования совет директоров Банка России планирует рассмотреть в январе-феврале. Скорее всего, директора ЦБ учтут, что текущая ставка в 11% гораздо больше инфляции. Да и к шагу в 0,25% ЦБ не привыкать – он уже вовсю используется при депозитных операциях, на которые участники рынка пока гораздо чаще обращают внимание, чем на ставку рефинансирования.

Эстафета принята

Вице-президент “Лукойла” Леонид Федун в конце минувшей недели заявил, что компания в течение ближайших трех лет планирует потратить примерно $3 млрд на выкуп с рынка собственных акций. По его словам, в дальнейшем они могут быть направлены на приобретение новых активов, на поощрение менеджмента в рамках опционных программ либо их просто погасят. О таких планах компания объявила еще в прошлом году, но тогда делалась оговорка, что программа выкупа будет запущена только после того, как стратегический партнер “Лукойла” – американская ConocoPhillips доведет свою долю в российской компании до 20%. Несколько дней назад американцы объявили, что в конце 2006 г. эта цель достигнута.

ConocoPhillips скупала бумаги “Лукойла” с конца 2004 г. – после того как на приватизационном аукционе приобрела 7,6% его акций. И все это время аналитики напоминали, что американская компания оказывает поддержку котировкам “Лукойла”. Вероятно, это действительно так. За прошлый год российский фондовый рынок неплохо вырос – в частности, капитализация нефтяных компаний увеличилась в среднем на 40%, но у “Лукойла” при этом рост составил 48%. Конечно, нельзя утверждать, что эта разница – целиком заслуга американцев, но какую-то лепту они, безусловно, внесли. Наконец их миссия завершена – по договору между компаниями они больше не могут увеличивать свою долю в “Лукойле”. Но теперь он сам подхватывает эстафету. Правда, самоподдержка лукойловских котировок будет гораздо слабее. Если исходить из текущего курса акций компании, ConocoPhillips за два года потратила на их выкуп с рынка $8,7 млрд, “Лукойл” же планирует лишь $3 млрд и на три года.

Три и шесть

Правда, ARPU зависит от того, как оператор учитывает своих абонентов. МТС и “Вымпелком” удаляют клиента из базы через шесть месяцев после того, как тот воспользовался последней платной услугой, а “Мегафон” хранит неактивных абонентов лишь три месяца. Когда МТС и “Вымпелком” выходили на биржу, число абонентов считалось одним из главных показателей успешности сотового оператора. “Мегафон” же – компания непубличная, и хранить в базе абонентов-молчунов ей ни к чему: акционеры оценивают ее эффективность по доходности каждого абонента. Оценить, насколько возросло бы число абонентов “Мегафона” (и насколько сократился бы при этом его ARPU), перейди он на шестимесячный период, сложно, да и незачем. Скорее МТС и “Вымпелком” поменяют учетную политику, заменив шесть месяцев на три. Ведь и их акционеров сейчас волнует не количество sim-карт у пользователей, а доходы и прибыль компаний.