Мытарей оценят


Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) неоднократно обещали выработать критерии оценки работы налоговиков. Наконец на днях Минфин направил их в правительство. Критерии сгруппированы в два блока, рассказал замдиректора налогового департамента министерства Сергей Разгулин.

Первый из них учитывает отношения между инспекторами и налогоплательщиками. Например, результаты соцопросов и доля материалов, обмен которыми идет в электроном виде. Второй блок касается качества налогового контроля и работы инспекторов с информацией. Например, инспектора похвалят за большее число отказов в возмещении НДС на основе информации, полученной от таможенников. Оценка будет выставляться и в зависимости от размера задолженности компаний.

Одним из главных критериев станет эффективность налоговых проверок: сколько было доначислено и взыскано налогов, в том числе по выигранным судебным процессам. “Неэффективно расходовать силы на проверку компании, которую нет оснований подозревать в неуплате налогов, поэтому перед началом проверки должна быть проведена серьезная аналитическая работа с использованием разных источников информации, например данных таможенников”, – говорит Разгулин. ФНС уже подготовила проекты регламентов проверок. “Их смысл – семь раз проанализируй, а потом приходи с проверкой”, – полагает главный редактор “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков. Если компания вовремя сдает отчетность и платит налоги, их динамика сопоставима с динамикой расходов и выручки, отсутствуют связи с однодневками, то ее вообще можно не проверять. Напротив, стоит проверить компании с высоким удельным весом вычетов по НДС (более 80%) или низкой зарплатой.

Сейчас уровень предпроверочной работы низок, поэтому при проверке инспекторы запрашивают все подряд, отмечает партнер Deloitte Сергей Воропаев. Без предварительной работы эффективность проверок близка к нулю, согласен директор департамента “МЦФЭР-консалтинг”, бывший руководитель московской инспекции № 27 Алексей Лобанов: “За год обычная инспекция может проверить не больше 3–5% “клиентов”. Предварительный анализ сократит срок проверок и придирок инспекторов будет меньше, надеется Нина Козлова из “Финэкспертизы”.

Но критерии оценки налоговиков могут и усложнить жизнь компаний. Ведь инспекторов ориентируют на доначисление налогов, отмечает Козлова. Им приходится искать нарушения во всех проверяемых компаниях, опасается Стариков. Главным критерием должны быть не цифры доначислений, а число выигранных судебных споров, считает Воропаев. Но, по словам Разгулина, в расчет будет приниматься именно сумма доначислений.

Налоговики выигрывают около 70% инициированных ими процессов и проигрывают столько же разбирательств, начатых компаниями. Но сопоставление по суммам в пользу чиновников: с 2000 по 2005 г. сумма налогов, отсуженная мытарями у налогоплательщиков, выросла с 34 млрд руб. до 363 млрд руб. Оценивать налоговиков надо именно по числу выигранных споров, уверен Воропаев.

А вот рассчитывать на положительные данные соцопросов налоговикам не стоит. По результатам опроса бухгалтеров, проведенного журналом “Главбух”, негативно оценивают работу налоговиков 84% респондентов.

Когда критерии будут утверждены, пока не известно. Но при достижении определенных показателей налоговиков будут материально стимулировать, говорит Разгулин. В бюджете на 2007 г. на поощрение налоговиков и таможенников, которые тоже сейчас разрабатывают критерии оценки, заложено 30 млрд руб.