Пустить на рынок


В Белоруссии действует 146 ограничений в отношении российских товаров. Они касаются, например, пива, которое должно ввозиться только через склады временного хранения (СВХ), каждая бутылка должна маркироваться контрольными знаками за пределами Белоруссии, и получить эти знаки можно, только уплатив всю сумму акцизов. Для ввоза пива нужны накладные с дополнительной степенью защиты и документы, подтверждающие легальность напитка. На импорт табака нужно получать лицензию, и в отношении его действуют квоты. Рыбу и морепродукты можно ввозить только через СВХ, для них действует квота в 206 000 т.

Лицензия на торговлю в Белоруссии выдается, только если торговцы обязуются соблюдать требования по доле белорусских товаров в товарообороте сети, которая устанавливается местными органами. Овощи, бытовую химию и мыло белорусские ведомства закупают у собственных производителей без конкурса. Для белорусских компаний существуют квоты обязательных закупок товаров у местных производителей. Кроме того, правительство и президент устанавливают целевые показатели по потребительскому импорту, ценовые ограничения для иностранных товаров и субсидируют некоторые производства. По оценке Минэкономразвития, торговые барьеры наносят российским компаниям ущерб в $500 млн ежегодно.

Скоро основная масса барьеров будет снята, говорит директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. На уровне делегаций согласован текст соглашения об этом, и стороны готовы его подписать. По словам Медведкова, перечень проблем обсуждался в течение двух лет, но из-за пересмотра отношений России и Белоруссии по газу и нефти теперь “возник повод урегулировать остальные проблемы”. Белоруссия готова пойти на то, чтобы между двумя странами действовал торговый режим “без изъятий, как и положено”, подтвердил пресс-секретарь премьера Сергея Сидорского Александр Тимошенко. Но российские претензии к Белоруссии должны решаться в увязке с белорусскими претензиями к России, добавил он. Соглашение касается снятия ограничений по доступу белорусских товаров к нам, но их “существенно меньше”, говорит Медведков. Главная их претензия касается сахара, добавляет он.

На этой неделе для обсуждения этой проблемы в Москву приедет белорусская делегация. Стороны должны будут договориться о размерах и механизмах поставок сахара. По словам высокопоставленного источника в российском правительстве, либо Минск будет вводить самоограничения, либо Россия установит квоты. “Сахарный” вопрос – принципиальный для белорусов, отмечает заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев: “Если по нему не договорятся, это может сорвать подписание всего соглашения”.

Тем более что отмена торговых барьеров больно ударит по белорусским производителям, предупреждает он. Благодаря им у государственных и полугосударственных предприятий практически не было конкурентов на внутреннем рынке, а россияне – главные соперники, рассуждает Фадеев. “Хотя рано или поздно на это пришлось бы пойти, если Белоруссия на самом деле хочет в ВТО”, – заключает он. Российские компании выступают за рыночные условия доступа на любой рынок, говорит Владимир Аксенов, советник управляющего директора “BAT Россия”, у которого есть собственные заводы в Белоруссии. “Тем более что некоторые ограничения были нелогичны – например, на дорогие сигареты, которые они сами не производят”, – отмечает он. А представитель “Балтики”, крупнейшего экспортера пива в Белоруссию, Алексей Кедрин сомневается, что одним подписанием соглашения все проблемы будут решены: проблемы российских компаний нередко связаны не с законодательством, а с правоприменением.