Вечера на хуторе близ Крымского Вала


Вместе с Сергеем Старостиным (вокал, гусли, духовые) на сцену Центрального дома художников вышли Сергей Клевенский (духовые, электроника), а также и Таисия (Тая) и Ольга Краснопевцевы (вокал). Этот квартет собрался совсем не случайно: он фактически является частью (без ударных, баса и гитары) группы “Жили-были”. Ее название пока что мало говорит даже любителям этнической музыки, поэтому необходимо добавить, что это очередная (уже третья по счету) фаза развития группы, до прошлого года хорошо известной слушателям как Farlanders.

Название было изменено в связи с уходом из группы основной вокалистки – Инны Желанной и связанным с этим изменением стилистики: тогда как авторские песни Желанной были выдержаны в духе мирового этно-фьюжна, новая-старая группа больше внимания уделяет аутентичному фольклору Курской, Белгородской и Тверской областей, спетому резкими народными голосами сестер Краснопевцевых и раскрашенному р?ковыми красками музыкантов-мультиинструменталистов.

В малом составе группа звучала весьма своеобычно. Общий тон сразу задал опытный Сергей Старостин (не только кларнетист и вокалист, но и неутомимый собиратель фольклора, номинант награды World Music 2003), исполнив в сопровождении волынки Клевенского песню “Перепелушка”, сочиненную им по мотивам фольклорных экспедиций. В течение всей двухчасовой программы подлинные деревенские песни плавно смыкались с ярким персональным творчеством участников концерта – людей современных и городских. Сергей Клевенский играл на кларнете, флейте, калюке (вариант русской дудки), используя порой октавный делитель и прочую электронику, отчего эти инструменты звучали то как флейта Яна Андерсена (Клевенский признавался в интервью, что взялся за духовые именно под влиянием Jethro Tull), то вообще как электрогитара (одна композиция так и называлась – “Посвящение Джеффу Беку”), а его пьесы смыкались чуть ли не с фри-джазом. Старостин устраивал с Клевенским музыкальные дуэли на калюках, сам играл на гуслях – и оказалось, что в умелых руках, да еще и в сопровождении хорошо интонированных женских голосов, этот почти что сказочный нынче инструмент идеально годится для музыки, которую сейчас называют красивым словом “психофолк” (вроде бы фольклор, но с психоделическим, шаманским привкусом).

Кульминацией программы оказался тот момент, когда концерт, собственно, концертом быть перестал: Старостин объявил, что сейчас начнутся святочные гадания, снял с головы шапочку и предложил всем желающим класть в нее кольца, ключи и проч. После чего под исполняемые им и сестрами Краснопевцевыми “песенки подблюдны” и под добрый смех зрителей кому-то нагадали прибавление в семействе, кому-то – прибавку к зарплате, а кому-то даже посоветовали “не позволять своему петуху часто садиться на забор, чтобы не заглядывался на чужой двор”.

Что в песнях, что в гаданиях артисты двигались к одному и тому же. К исповедуемому Старостиным со товарищи музыкальному направлению помимо “психофолка” применяют еще более красивый музыкальный термин: “мемораделия” – музыка, не только воздействующая на слух, а обращающаяся непосредственно к памяти слушателей. В том числе и к памяти о том, чего с ними никогда не было.