Yara судится с “Акроном”


13 декабря Yara International подала иск к “Акрону” в стокгольмский арбитраж. Как говорится в тексте заявления (его копия имеется у “Ведомостей”), норвежская компания требует ликвидировать СП с “Акроном” – “Нордик Рус Холдинг” и вернуть ей внесенные в уставный капитал этой компании 8,2% голосующих акций крупнейшего в России производителя апатитового концентрата – мурманского “Апатита” (входит в “Фосагро”). Кроме того, Yara требует вернуть ей 49% остаточной чистой стоимости СП.

О создании СП “Акрон” и норвежская Norsk Hydro (до 2004 г. Yara была ее “дочкой”) договорились в 1996 г. “Акрону” досталось 51% акций СП, Yara – 49%. Российская компания оплатила свою долю 1,2% голосующих акций “Апатита” и 14% смоленского “Дорогобужа”, норвежская – 8,2% голосующих акций “Апатита”. Как говорится в тексте иска, партнеры объединили пакеты в “Апатите”, чтобы добиться лучших условий закупки сырья и провести представителя в совет директоров предприятия.

Но партнерство не заладилось. В иске Yara пишет, что “Акрон” единолично управлял “Нордик Рус Холдингом”. В частности, российская компания использовала СП “для согласования более благоприятных ценовых условий исключительно в отношении собственных закупок” у “Апатита”. “В результате <...> Yara фактически утратила контроль над своей долей участия в “Апатите”, – говорится в исковом требовании.

Начиная с 2001 г. Yara неоднократно требовала возврата акций “Апатита”, но партнер их игнорировал, говорится в иске. Там же указывается, что соглашение действовало до 1 июля 1998 г., после чего должно было автоматически возобновляться еще на два года, если ни одна из сторон не заявляла о намерении прекратить его действие. В этом случае СП должно было быть расформировано: взносы в уставный капитал – возвращены партнерам, а остаточная чистая стоимость активов – распределена пропорционально долям акционеров. По текущим котировкам в РТС стоимость 8,2% акций “Апатита” составляет около $44 млн. Представитель Yara Арне Картридж подтвердил факт подачи иска.

“Акрон” с претензиями не согласен. “Условия расформирования компании при ее создании не обсуждались: согласно всем учредительным документам СП создавалось на неограниченный срок, – говорит вице-президент компании Александр Попов. – Каждая из сторон при этом имеет право продать принадлежащий ей пакет с сохранением за вторым акционером преимущественного права выкупа”. В “Фосагро” комментировать претензии Yara к “Акрону” отказались.

“Доказать заявленные требования в суде истцу может оказаться довольно тяжело, – отмечает партнер юрфирмы “Юст” Артур Рохлин. – Как правило, в соглашениях акционеров используются весьма обтекаемые формулировки”. Но разбирательство дела в стокгольмском арбитраже, по мнению эксперта, существенно увеличивает шансы Yara на победу: “Западные суды детально анализируют обязательства сторон, пытаясь соотнести реальные обстоятельства с духом соглашения”.