За солдата ответят


На прошлой неделе парламент Эстонии принял закон “О защите воинских захоронений”, который позволяет органам исполнительной власти демонтировать и переносить на новое место советские захоронения и памятники. Ожидается, что он будет использован для демонтажа “Бронзового солдата”, памятника советскому воину-освободителю в центре Таллина. Это возмутило “Единую Россию”, и вчера президиум фракции одобрил проект заявления Госдумы с призывом к российским властям “выстраивать торгово-экономические отношения с Эстонией в зависимости от того, как на практике будет реализовываться этот закон”.

Фактически “Единая Россия” предлагает применить принятый в конце декабря 2006 г. закон “О специальных экономических мерах в чрезвычайной международной ситуации”, позволяющий президенту вводить экономические санкции, поясняет председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. Санкции могут заключаться в приостановке программ помощи, запрете или ограничении на ведение финансовых операций, ограничении или запрете на торговлю, изменении пошлин. “Это сигнал Эстонии о недопустимости переноса советских захоронений”, – говорит Косачев. Решение о санкциях может быть принято, если какой-то памятник будет снесен или перемещен, добавляет он. На прошлой неделе премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил, что работы по переносу “Бронзового солдата” могут начаться в мае. В чем именно могут заключаться санкции, пока неизвестно. По словам представителя пресс-службы Минэкономразвития Павла Каткова, конкретные меры в отношении Эстонии еще не разрабатывались.

Для Таллина это не будет новым опытом: с 1994 г. и до вступления Эстонии в Евросоюз в 2004 г. весь эстонский экспорт облагался в России двойными таможенными пошлинами. Это было связано с нежеланием Эстонии в начале 1990-х гг. официально регистрировать на своей территории Эстонскую православную церковь Московского патриархата. Она была зарегистрирована там только в 2003 г. Из-за санкций эстонские компании были вытеснены с российского продовольственного рынка и сейчас эстонские власти ставят задачу возвращения на него, рассказывал ранее эстонский дипломат.

Доля России в торговом обороте Эстонии невелика. По данным ЦРУ США, в 2005 г. на нас приходилось 6,5% экспорта ($480 млн) и 9,4% импорта ($863 млн). Но торговля Эстонии и России как двух соседних стран имеет значительный потенциал роста, поэтому российские санкции приведут к значительным потерям эстонских производителей, говорит главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Для отношений России с Евросоюзом введение санкций вряд ли будет иметь серьезные последствия, считает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы: “Россия уже давно наложила ограничения на экспорт сельхозпродукции из Польши, но жесткого отпора со стороны других членов союза не последовало”. Но новая конфронтация с Эстонией приведет к серьезным репутационным потерям – Россия предстанет в виде агрессивной державы, притесняющей малую страну, полагает Бариш.