“Евросеть” может не все


В прошлом году Nokia сумела удержать первое место по продажам в России, несмотря на уже почти полугодовой конфликт с “Евросетью”. В августе 2006 г. совладелец “Евросети” Евгений Чичваркин разослал сотрудникам компании письмо, в котором высказал недовольство условиями работы с Nokia: та не отгружает дилеру новые модели и не дает статус дистрибутора в СНГ. С августа продавцы “Евросети” лишены бонусов за продажу трубок Nokia, а сами телефоны продаются только по требованию покупателей. А вот тех, кто сумел продать больше всего мобильников главного конкурента Nokia – Samsung, “Евросеть” пообещала поощрить – подарить им квартиры. Официально наличие конфликта с Nokia представители “Евросети” не подтверждают. Но, как следует из распространенного вчера “Евросетью” сообщения, доля продаж Nokia в салонах компании упала с 32% в марте 2006 г. до 7,5% в декабре. Менеджер Nokia по связям с общественностью в России и СНГ Виктория Еремина отношения с “Евросетью” не комментирует.

Участники рынка предрекали Nokia неминуемую потерю лидерства в России из-за ссоры с крупнейшим дилером. Но этого не случилось. Даже по оценке самой “Евросети”, в прошлом году финская компания продала в России больше всего трубок, заняв 25,4% рынка. В 2005 г. ее доля была меньшей – по оценке MRG, 22%. В салонах самой “Евросети” телефонов Nokia было продано на 14% больше, чем Samsung, хотя и меньше, чем Motorola, – вице-президент по маркетингу “Евросети” Владимир Богданов объясняет это хорошими продажами Nokia в первом полугодии. Но если ситуация не изменится, то в 2007 г. лидером российского рынка станет Samsung, которая опередит финнов не менее чем на 5%, добавляет Богданов.

По сведениям ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, после отказа “Евросети” продавать телефоны Nokia их закупки увеличили другие дилеры – на 20–25%. “За последнее время мы увеличили объем закупок телефонов Nokia на 30%”, – подтверждает PR-директор “Цифрограда” Татьяна Москалева, объясняя это, в частности, выходом новых интересных моделей и повышением интереса покупателей к финскому бренду.

Ультиматумы “Евросети“ вендорам и ее отказ от торговли продуктами определенных брендов влияют лишь на перераспределение долей производителей в обороте самих ритейлеров, считает Москалева. В целом же на рынке, по ее мнению, Nokia оставалась в 2006 г. лидером с долей 30–32%. “Мы категорически не согласны с тем, что доля Nokia упала хоть сколько-нибудь из-за конфликта с “Евросетью”, – вторит ей руководитель отдела по связям с общественностью “Связного” Елена Ноготкова. В “Связном” на Nokia пришлось 32% проданных телефонов. По прогнозам Ноготковой, в 2007 г. доля Nokia на российском рынке вырастет на 5%, а Samsung – на 3–4%.

Международная аналитическая компания IDC еще не подвела итоги 2006 г. на российском рынке сотовой розницы. Но менеджер по рынку мобильных телефонов IDC Саймон Бейкер ожидает, что по итогам года Nokia сохранит лидирующие позиции в России. А Муртазин считает, что доли Samsung и Nokia будут равными – по 25%. Если Nokia договорится с “Евросетью”, то в 2007 г. она сможет занять 26% рынка, если нет – 25%, полагает он.