По машинам!
В 2006 г. в России было продано 2,06 млн автомобилей – рост на 20% по сравнению с 2005 г., в том числе 800 000 отечественного производства, 280 000 “российских иномарок” (включая Chevrolet-Niva), 720 000 новых импортных иномарок и 260 000 подержанных, говорится в докладе PricewaterhouseCoopers (PwC) “Российский автомобильный рынок. Рекордный 2006 год – что дальше?”. Оборот рынка компания оценила в $32 млрд. Львиная доля пришлась на новые импортные иномарки – $18,2 млрд, на импортные подержанные – $3,6 млрд, на российские автомобили – $5,8 млрд, на иномарки отечественной сборки – $4,4 млрд. По мнению директора по развитию проекта Autodealer.ru Олега Дацкива, оценка PwC даже несколько консервативна, по его подсчетам, автомобилей продано на $37–40 млрд.
Такой рост оборота эксперты объясняют ростом доходов населения и распространением кредитных программ.
Основные тенденции развития автомобильного рынка определяет растущий российский средний класс, считает автор доклада PwC Стэнли Рут. Эту потребительскую группу “характеризуют наличие нескольких автомобилей в семье, приверженность к качественным вещам”. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы граждан увеличиваются в среднем на 10% в год. При этом доходы среднего класса и обеспеченных граждан растут значительно быстрее, полагает управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков.
Все популярнее становится приобретение автомобилей в кредит – по оценке Цветкова, сегодня так продается не менее 30% машин. Опрос компаний, проведенный “Ведомостями”, показал, что в 2006 г. в кредит было куплено до 38% Hyundai, 29% Mazda, 24% Ford, 12–13% Toyota. Правда, резкого роста кредитных продаж не отмечается. У автохолдинга Major он составил порядка 5%, говорит заместитель директора холдинга Дмитрий Глобачев. 2–3 года назад все ожидали, что к 2007 г. в кредит будет продаваться уже более половины автомобилей, но рост оказался не столь бурным, отмечает Игорь Пономарев, совладелец автоторговой компании Genser. “Как только темпы роста рынка замедлятся, процент “кредитных автомобилей” начнет расти более активно”, – полагает пресс-секретарь компании “Автомир” Александр Брук. По его прогнозу, планка в 50% продаж будет взята в 2008 г.
Рост покупательной способности населения привел к тому, что люди переориентировались на иномарки. В 2002–2006 гг. новые импортные иномарки увеличили свою долю в денежном выражении с 26% до 71%, говорится в докладе PwC. Предпочтения потребителей сместились в сторону новых иномарок, в том числе собранных в России, комментирует Цветков. А средняя стоимость иномарки в России – $25 000, добавляет независимый эксперт автомобильного рынка Валерий Тараканов. По данным PwC, сегмент иномарок российского производства вырос за 2006 г. на 100%, а новых импортных автомобилей – на 78%. Кроме того, за 2006 г. значительно – примерно на 70% – выросли продажи автомобилей класса премиум, замечает Тараканов. Рост популярности иномарок происходит на фоне увеличения стоимости российских автомобилей, добавляет он. В частности, автомобили “ВАЗ”, по его оценке, подорожали за год примерно на 8–10%. По данным PwC, в денежном выражении продажи российских автомобилей выросли на 5%, а в количественном – снизились на те же 5%.
Эксперты называют еще одну причину роста авторынка – резкое подорожание недвижимости. Люди, отчаявшиеся купить квартиру, решали потратить свободные деньги хотя бы на автомобиль, объяснял “Ведомостям” Валерий Федоров, руководитель ВЦИОМ. Значимость этого фактора признает и Рут из PwC.