Рейдеры пойманы


По словам Чайки, обвинения предъявлены 44 лицам, 27 человек арестовано, в том числе некоторые руководители группировки. Несколько человек объявлены в розыск. “По данным следствия, они намеревались захватить более 40 крупных предприятий, уже предприняли попытки в отношении 13 и продолжали бы далее, если бы мы их не остановили”, – заявил Чайка. Среди компаний, которые рейдеры пытались захватить, были крупные петербургские предприятия – Петербургский нефтяной терминал и Кондитерская фабрика им. Крупской, говорит источник в Генпрокуратуре. По его словам, в ходе расследования правоохранительные органы провели более 70 обысков.

Деятельность этой крупной рейдерской группировки была разоблачена летом – осенью 2006 г., передал вчера через свою пресс-службу вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, возглавляющий межведомственную комиссию по экономической безопасности при городском правительстве. Ранее он рассказывал, что правоохранительные органы задержали преступников, пытавшихся захватить ряд предприятий через внесение изменений в реестр. Их сообщниками были сотрудники межрайонной налоговой инспекции по Петербургу № 15. Возбуждено уголовное дело и в отношении милиционеров, которые не предприняли необходимых мер. Первоначально следствие вела ФСБ, а с лета подключилась Генпрокуратура. “Расследовать это уголовное дело удалось после того, как туда приехала мощная бригада Генпрокуратуры”, – отметил Чайка.

В компаниях отказались от комментариев. До сих пор прокуратура и МВД расследовали отдельные рейдерские атаки, не объединяя их в группы по исполнителям, говорит президент межрегиональной общественной организации “Корпоративное развитие и защита” Александр Осиновский. Поэтому столь крупных задержаний рейдеров никогда не было, поясняет он. Внимание силовиков привлекла масштабность операции рейдеров, предполагает Осиновский.

Захваты через внесение ложных сведений в реестр юрлиц эффективны из-за слишком либерального законодательства о регистрации компаний, говорит партнер инвестиционной компании “Конструкция” Иван Пешков. Можно представить налоговикам любые сведения, например о смене собственника или о ликвидации компании, и инспекторы не смогут их проверить, поясняет он. Пока будет вестись судебное разбирательство, имущество будет уже украдено. Но это один из самых грубых способов – так действуют бандиты или непрофессионалы, говорит Александр Сотов из “ФБК-Право”. Странно, что так пытались захватить крупные компании, которые тщательно следят за всеми изменениями своих документов, отмечает Сотов. Обычно этот “инструмент” применяется при захвате мелких фирм, а поглощения крупных предприятий стали более легитимными, говорит Пешков.

Осиновский согласен, что в Петербурге почти не осталось крупной незащищенной собственности и объектом атак становятся все более мелкие компании. Для их захвата, поясняет Осиновский, невыгодно применять сложные технологии, поэтому в последний год рейдеры стали действовать более грубыми методами. В частности, они пытаются инициировать возбуждение уголовных дел в отношении собственников или руководства атакуемых предприятий, считает адвокат коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов.