Рынки опустели


С 15 января вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые упростили наем на работу граждан СНГ, а штрафы за нелегалов повысили до 800 000 руб. А с 1 января доля мигрантов среди торговцев палаток и на рынках уже не должна была превышать 40%. С 1 апреля мигранты вообще не смогут торговать вне магазинов. Несколько дней назад милиция и территориальные управления Федеральной миграционной службы (ФМС) начали проверять, как исполняется новое законодательство.

В Москве рынки опустели. Москвичка Галина Вениаминовна была очень удивлена, отправившись вчера за покупками на рынок в районе метро “Аэропорт” и обнаружив, что большинство палаток не работает, а по рынку ходят толпы неприкаянных выходцев из Азии. По словам владельца двух торговых точек Владлена Максимова, хотя проверок еще не было, многих уволили еще в декабре и продавцов сейчас найти очень тяжело. На прошлой неделе по решению суда приостановлена на месяц работа управляющей компании, предоставляющей площади в комплексе “Торговый рай” на Профсоюзной улице, за “систематическое нарушение” требования о 40%-ной квоте.

В Красноярске один рынок уже оштрафован на 600 000 руб. за наличие нелегального продавца, а проверяющие обнаружили, что в некоторых точках мигрантов вдвое больше нормы, сообщает агентство Regnum. В Новосибирске есть претензии к трем рынкам. По сведениям начальника управления областного ФМС Юрия Звягинцева, официально в регионе на рынках работают 600 граждан, а всего их 5000. Во Владивостоке, по словам сенатора от Приморского края Игоря Пушкарева, опустел китайский рынок, но он уверен, что торговцы скоро вернутся, поскольку “в Китае у них нет и не будет таких заработков, как в России”. В Башкирии каждый третий из почти 400 проверенных в ходе операции “Незаконный мигрант” иностранцев работал с нарушением законодательства.

В некоторых регионах мигрантов не обнаружилось. Во всей Кабардино-Балкарии работают лишь 30 граждан Узбекистана и Азербайджана, в Чувашии – 27. В Оренбургской области в торговле работают только 4,2% иностранцев, в Краснодарском крае после трех лет “наведения порядка” их осталось 4%, заявил губернатор Александр Ткачев. А на рынках Свердловской области вообще ни одного мигранта не нашлось: Госинспекция труда региона начала проверки, но на вопрос специалистов о целях присутствия мигрантов в торговых палатках они отвечали, что просто добровольно сторожат ее от воров.

Первые дни действия новых норм показали, что никаких проблем не возникает, заявил замруководителя ФМС Вячеслав Поставнин. Продавцы-мигранты покидают свои рабочие места, и их занимают россияне. Поставнин считает, что проблем с работниками на рынках возникнуть не должно: “Я знаю, что, например, в Тверской, Калужской областях в центрах занятости на учете стоят по 400–500 человек, которые хотели бы работать продавцами на рынках”. То же самое в других регионах, уверен он.

Выдворять незаконных мигрантов никто не собирается. “Есть определенный механизм, который позволяет нам не депортировать нелегалов, а просто узаконить их правовой статус”, – сказал чиновник. Он уже разработан и передан для оценки в Генпрокуратуру. По словам представителя ФМС Константина Полторанина, служба закроет глаза на то, что мигранты въехали и работали незаконно до 15 января, и их оформят по новым облегченным правилам.

Регионы тоже проявляют гуманность. В Мордовии мигрантам предлагают оформить документы и попробовать свои силы в промышленности, строительстве или сельском хозяйстве. А в центрах занятости Чувашии открылись консультационные пункты для компаний и иностранцев.

Пока рано говорить о том, к чему приведет кампания, – уедут ли иностранцы или легализуются в массовом порядке, говорит Полторанин.