“Вавилон” не зря строился


В “Вавилоне” и впрямь смешалось все. Страны, континенты и этносы. Глобализм и антиглобализм. Третий мир и “сильные мира сего”. Американские туристы в Марокко, мексиканские нелегалы в Америке и, простите, японские граждане в Японии. Все эти герои одинаково несчастны, все страдают от безличного рока и власти случая, все испытывают на себе тяжесть, несовершенство и несправедливость современной цивилизации. Парадоксальным образом в “Вавилоне” есть все и одновременно нет ничего.

Почему так? Рискну предположить, что из-за смазанности авторского взгляда, позиции, высказывания. Когда четкости нет, даже самые злободневные, острые проблемы отшелушиваются до общих мест и абстрактных обобщений. В предыдущих фильмах Иньярриту – “Сука-любовь”, “21 грамм” – разные человеческие судьбы тоже сплетались в клубок. Но те картины строились на частностях и подробностях, в них был нерв, драйв, темперамент. Теперь взгляд мексиканского режиссера охладел, а фирменный реализм, густой и резкий, отстоялся до чистой технологии. Даже мексиканские эпизоды отдают расхожей этнографией. Больше всего это напоминает туризм – “экстремальный”, но безопасный. Чего в “Вавилоне” в избытке, так это гуманистического пафоса и озабоченности судьбами мира. За них, наверное, и “Золотой глобус”.

А поскольку мнение о том, что “Глобус” хотя бы отчасти предсказывает оскаровский расклад, устойчиво, можно вспомнить “Столкновение”, получившее в прошлом году “Оскар” за лучший фильм. Там фатальные случайности тоже объединяли массу несчастливцев – бедных и богатых, иноземных и пришлых, проявляющих слепую ненависть и нетерпимость на расовой и классовой почве. Картину называли “политкорректной” и “конъюнктурной”. Раз так, то у “Вавилона”, фильма куда как более совершенного и амбициозного, есть все шансы на “Оскар”.

Сразу два “Золотых глобуса” получила англичанка Хелен Миррен за перекрестные роли. Она с блеском сыграла не только Елизавету Первую в одноименном телефильме, но и Елизавету Вторую в “Королеве” Стивена Фрирса (эта лента удостоена еще и “Золотого глобуса” за лучший сценарий). Две королевские роли подряд! – это тянуло бы на курьез и самоповтор, но по тончайшей работе Миррен, в обоих фильмах играющей в первую очередь личность, а не статус и фигуру власти, можно рассуждать об отличиях престольных нравов XVI века от XX и XXI.

Лучшим драматическим актером признан Форест Уайтекер (картина “Последний король Шотландии”), обошедший в этой номинации дважды номинированного Леонардо Ди Каприо (за роли в “Отступниках” и “Кровавом алмазе”). Постановщик “Отступников” Мартин Скорсезе получил “Глобус” за режиссуру, что, однако, вряд ли обещает ему желанного “Оскара”: американские академики исправно номинируют, но раз за разом не награждают мирового классика.

В номинации “лучшая комедия или мюзикл” победили “Девушки мечты”, а сыгравшие в этом “чернокожем” мюзикле Эдди Мерфи и Дженнифер Хадсон стали лучшими актерами второго плана. За комедийный “первый план” наградили Мерил Стрип, утрировавшую образ гламурной стервы в сатире “Дьявол носит Prada”. Лучшим комедийным актером выбран пересмешник, шут и “разоблачитель политкорректности” Саша Бэрон Коэн за роль в собственном “Борате”. Чествование его дикого казаха, с издевкой открывающего Новый Свет, еще раз доказало, что никакой “антиамериканизм” Америке не страшен.

Некоторая странность связана с “лучшим иностранным фильмом”. Наравне с немецкой “Жизнью других”, испанскими “Возвращением” и “Лабиринтом Фавна” в этой номинации числился стопроцентно голливудский “Апокалипсис” Мела Гибсона, а выиграл американец Клинт Иствуд с “Письмами с Иводзимы” – военной драмой об американо-японском сражении во время Второй мировой, увиденном, однако, с точки зрения противников. Но “американская версия” битвы при Иводзиме тоже имеется. Ее Иствуд почти одновременно воплотил в ленте “Флаги наших отцов”. Иностранная принадлежность этих фильмов определяется, видимо, не страной производства, а языком, на котором они сняты. У Гибсона говорят на наречии майя, у Иствуда – на японском. Английские субтитры не в счет. Смешение языков – тоже своеобразный Вавилон.