КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: “Евросеть”! Это звучит грозно


“Евросеть” – выдающаяся компания. Дело не в неприличном слогане про цены, которые компания опустила ниже пояса. И не в новогодних подарках – “Евросеть” любит осчастливить то резиновым пенисом, то скребком с пожеланием “Скреби с комфортом!” (ха-ха!). И не в действительно остроумных шутках вроде предложения приобрести “Набор разноцветных желтых мелков”. И даже не в том, что создать с нуля сетевую компанию, а потом вывести ее на первое место в России, открывая больше чем по сотне салонов в месяц, – это дорогого стоит. По данным самой “Евросети”, которые были обнародованы на этой неделе, в 2006 г. ее оборот составил $4,62 млрд, число салонов – 5087; по оценке Mobile Research Group (MRG), “Евросеть” продает 39% мобильных телефонов в России.

“Евросеть” – выдающаяся компания прежде всего из-за ее бесстрашно-всемогущего имиджа. Никто ей не указ: крупнейшие производители телефонов безвольно пляшут под ее дудку. Корпоративные новости про “Евросеть” напоминают сводки боевых действий. Вот “Евросеть” насмерть разругалась с Samsung и сокращает продажу ее телефонов – задвигает на дальние полки, отказывается платить сотрудникам за продажу трубок, а продавать разрешает, только если покупатель настаивает. Потом помирилась с Samsung. Потом опять разругалась. Потом опять помирилась, и вроде бы сотрудникам “Евросети” обещаны квартиры от Samsung за ударные продажи. А вот снова разругалась, но уже с Nokia. Теперь продавцы “Евросети” задвигают Nokia, а Samsung расхваливают. Кроме того, обладателям Nokia предлагается бесплатно поменять их на Motorola, а бутик Vertu (“дочка” Nokia), открытый “Евросетью”, встречает покупателей пустыми витринами. И каждый раз скандал, грозные заявления: “Если компания “Евросеть” большее внимание уделит продажам телефонов компании Samsung <...> абсолютным лидером на рынке России в 2007 г. с <...> отрывом не меньше 5% будет компания Samsung” (а не какая-нибудь там Nokia). Между тем корреляция между войнами “Евросети” с поставщиками и долей последних на рынке прослеживается не всегда. Вот был Samsung объявлен телефоном нон грата летом 2005 г., и это не помешало ему сохранить первое место (в 2004 г. – 23,1%, в 2005 г. – 23,58%, по данным MRG). Вот посыпались в середине прошлого года репрессии на Nokia, но это, по признанию самой “Евросети”, не помешало той стать лидером рынка с показателем 25,4% (по прогнозу MRG, Nokia и Samsung в 2006 г. наберут примерно по 25%). Интересно еще, что Motorola, которая с “Евросетью” не воевала, скатилась, опять же по оценке “Евросети”, на третье место (15,3%). Может, дело не только в рознице, но и сам телефон что-то значит? Впрочем, что “Евросети” доли? Главное – чтобы все, и прежде всего поставщики, знали, кто на рынке хозяин.