Московская тройка


Почти все российские аэропорты из первой десятки уже подвели итоги 2006 г., исключение – питерский “Пулково”. Его представители вчера настаивали, что годовые результаты будут оглашены не раньше следующей недели. Но уже сейчас очевидно, что “Пулково” потерял по итогам года “бронзу” и уступил третье место в рейтинге крупнейших аэропортов страны московскому “Внуково”. Тот вчера отчитался об очередном рекорде пассажиропотока – 5,117 млн (см. таблицу). И “Пулково” вряд ли переступил этот рубеж. Дело в том, что 27 декабря аэропорт отпраздновал встречу пятимиллионного пассажира. А дневной рекорд “Пулково” установил 21 августа 2006 г., когда принял чуть больше 25 000 пассажиров, вспоминает советник гендиректора “Пулково” по развитию Виктор Конященков. Получается, что даже если этот рекорд был повторен в оставшиеся четыре дня уходящего года, годовой пассажиропоток “Пулково” вряд ли превысил 5,1 млн, признает Конященков. А значит, “Внуково” обошел петербургский аэропорт.

“Внуково” спокойно относится к победе. “У нас нет задачи всех перегнать, и не “Пулково” нам конкурент, а другие московские аэропорты”, – замечает первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев. Хотя “Шереметьево” и “Домодедово” он не рассчитывает догнать в ближайшее время. План “Внуково” до 2010 г. – нарастить пассажиропоток до 10 млн в год. Это меньше, чем у основных конкурентов. А те в ближайшие пять лет готовы почти в полтора раза улучшить свои показатели, напоминает менеджер управляющей “Домодедово” группы “Ист Лайн”. Зато у “Внуково” самые динамичные перевозчики, особенно “Атлант-Союз” и “Ютэйр” (увеличили перевозки в 2006 г. на 170% и 28% соответственно), парирует Ванцев. А у “Пулково” – серьезный потенциал, поскольку это единственный аэропорт крупного туристического центра, оговаривается он. В самом “Пулково” недавно заявили, что к 2025 г. его пассажиропоток может вырасти до 14–23 млн человек в год.

В Петербурге неудачу “Пулково” восприняли как сигнал к тому, чтобы в очередной раз напомнить о необходимых аэропорту 800 млн евро инвестиций. “Привлечение инвестора и строительство нового “Пулково” должны улучшить ситуацию с пассажиропотоком”, – передал через свою пресс-службу председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургской администрации Максим Соколов. А сотрудник Минэкономразвития уверен, что “Пулково” нужно просто быстрее приватизировать и тогда он будет развиваться динамичнее. Так, в 2005 г. частный “Домодедово” обошел государственный “Шереметьево”, напоминает он (совладелец “Внуково” – частная компания “Внуково-Инвест”).

Эксперты говорят, что транспортные потоки Москвы несопоставимы с питерскими: через столицу летает больше транзитных пассажиров. Так что потеря третьей позиции для “Пулково” была ожидаемой и предсказуемой, считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. “Москва – фактически единственный хаб в стране, и сюда стекаются все пассажиропотоки”, – рассуждает он. Но и от владельца многое зависит, оговаривается аналитик: “Лучшие темпы роста продолжают демонстрировать аэропорты с присутствием частного капитала, что было доказано на примере “Домодедово”. Пока “Пулково” не получит инвестора на условиях концессии или нового эффективного собственника, его развитие будет тормозиться и он не сможет использовать даже тот потенциал, который дает ему Северная столица, соглашается директор аналитической службы “АвиаПорт” Олег Пантелеев.