Неприлично смешно


“Гребаный фашизм” – очень смешная выставка. Ее содержание – два десятка больших фотографий и один наскоро сляпанный слайд-фильм – анекдотически непристойно. То есть работы грубы и просты, как матерный анекдот. Нечаянно какающая на свастику макака – редкая картинка, которую без особых сомнений можно репродуцировать в серьезном издании. Кое-как проходят цензуру изображения мужиков в трусах. С воинственно перекошенными рожами эти мужики (сами художники в образе) стоят на пеньках и табуретках в березовой роще, держа в руках или российский флаг, или репродукцию малевичевского “Черного квадрата”. Тут, понятно, дело не в том, что в руках, а в неадекватной месту и собственному облику идеологической воинственности персонажей.

Но самые веселые работы как раз с голыми героями. Пара полностью раздетых мужчин продели сквозь бумажку со свастикой свои члены и тянут их за веревочки вверх. Пара девушек компенсировали отсутствие фаллосов бананами, которые тоже агрессивно подняты, потому что привязаны к вскинутым в фашистском приветствии рукам длинными нитками. В пересказе это, может, и не смешно, а в картинках, поверьте, очень даже. И не глупо.

Имитация физиологического возбуждения – это тонко подмечено – необходима для новых фашиствующих, ведь у их агрессии нет естественных причин. Тут еще видится и насмешка над расхожими суждениями. Про сексуальность фашизма и красоту зла могут в наше время рассуждать только умственно наивные. Вычурность нацистской формы и массовая истерия участников факельных шествий здравомыслящему человеку, не желающему быть объектом манипуляций, просто противны.

Нормальных людей от новых фашистских игр тоска берет и отчаяние. Ведь понятно, что разумные доводы на отмороженных игроков в национальное превосходство не действуют. Так что хочется иногда просто послать их подальше – достали. В названии выставки это желание так прямо и выражается. Для отчаявшихся нормальных людей “Гребаный фашизм” – разрядка, как анекдот про советскую власть для советского человека. Если реальность нельзя изменить, то хорошо над ней хотя бы посмеяться.

“Синие носы” – комики в самом традиционном смысле. Они способны высмеять кого угодно (вплоть до действующих глав великих держав) и поэтому вечно нарываются на грубость и неприятности. Как и Марат Гельман, чья галерея – чемпион по количеству перенесенных погромов. Последний случился этой осенью. Неизвестные граждане в масках, оскорбленные в неизвестно каких чувствах, побили галериста, сотрудников галереи и художника Александра Джикию вместе с его работами.

На вопрос, не боится ли Гельман новых побоев, был получен ответ, что поздно бояться. Меры предосторожности, правда, приняты, а гадать, что именно в следующий раз разозлит особо бдительных зрителей, совершенно бесполезно. К тому же, добавлю, в случае с нынешней выставкой галерее хотя бы суд не грозит. Новые работы “Синих носов”, безусловно, оскорбляют чувства фашиствующих граждан, но наша Конституция их защищать не обязывает.