От телефонов к украшениям


Глава российского представительства американской Motorola Сергей Козлов покинул свой пост, а вместе с ним и рынок телекоммуникаций. Он перешел на аналогичную должность в российский офис Richmond Group – известного производителя предметов роскоши. “Сергей Козлов принял решение покинуть пост главы представительства компании Motorola в России и СНГ с 9 января, – говорит PR-менеджер российской Motorola Кирилл Лубнин. – Сейчас его функции временно исполняет финансовый директор компании Сергей Овчаренко”. Сам Козлов рассказал “Ведомостям”, что уход из Motorola стал целиком его личным решением. “Представители Richmond были очень настойчивы и сделали настолько интересное предложение, что я не смог отказаться”, – рассказывает он.

По словам Козлова, его уход никак не связан с прошлогодними событиями – арестом закупленных “Евросетью” 167 000 мобильных телефонов Motorola. В апреле 2006 г. ФГУП “Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти” признал почти треть партии – 50 000 трубок Motorola С115 – вредной для здоровья, после чего эти телефоны были переданы управлению “К” МВД для уничтожения. Впоследствии выяснилось, что часть “уничтоженных” телефонов вернулась в продажу. Но эта история на позициях Козлова, по его словам, никак не отразилась – по итогам 2006 г. Motorola даже наградила его как лучшего менеджера поездкой на Канарские острова.

Тем не менее многие участники рынка считают, что арест и уничтожение части трубок Motorola не могли не повлиять на смену главы ее представительства. Скандальные ситуации, связанные с арестами в последние два года нескольких партий серых трубок, в том числе Motorola, и стиль управления Козлова мало соответствовали друг другу и это могло стать причиной смены места его работы, предполагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Прежде Motorola занимала одну из лидирующих позиций в России по продажам трубок (в 2004 г. она вышла на 2-е место, заняв 22% рынка). Но в результате действий правоохранительных органов компания сдала позиции и по итогам 2006 г. ее доля рынка не превысит 15,5%, считает Муртазин.

Уход Козлова был давно ожидаемым событием, согласен управляющий партнер Divizion Павел Караулов. Объявление телефонов Motorola C115 вредными для здоровья пагубно сказалось на продажах компании: за полгода они упали примерно на 30%, а сама Motorola потеряла 4% доли рынка в России, говорит он. Многие просто испугались покупать якобы вредные C115, объясняет Караулов. Даже когда кризис был преодолен (в августе 2006 г. все изъятые телефоны Motorola вернулись к “Евросети”), на имидже компании остался негативный след, согласна аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. А PR-директор “Цифрограда” Татьяна Москалева отмечает, что “преодоление кризиса было командной работой всей Motorola, не только российского подразделения, но и штаб-квартиры, а также компании “Евросеть”. В результате компаниям удалось отстоять свою правоту и в этом заслуга как Козлова, так и всего менеджмента Motorola, считает она.

Дистрибуция товаров премиум-сегмента также находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. Возможно, именно опыт Козлова по взаимодействию с правоохранителями стал поводом пригласить его в Richmond, предполагает Москалева. А гендиректор Dixis Алексей Чуйкин напоминает, что Козлов в Motorola контролировал продажи не столько мобильных телефонов, сколько оборудования для широкополосных сетей. “Так что уход Козлова на нашу дальнейшую работу не повлияет”, – резюмирует он.