ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Фиксация гаишника


Проблемы в России, увы, имеют свойство существовать в форме констант. Например, неизменны дрянное качество дорог и топлива и упорное нежелание ГАИ эволюционировать. Но есть одно общее звено, дающее возможность всем порочным цепочкам не рассыпаться. Это российская коррупция, о которой и президент говорил не раз и которую генпрокурор назвал системной. Выступая в прошедшем году в Госдуме, Юрий Чайка назвал одну из причин этого – отсутствие реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц.

При всех известных трудностях с организацией этого самого механизма контроля рук опускать нельзя, и прошлогодние успехи общественных акций автомобилистов свидетельствуют, что целей можно добиваться – если они реальны. Вопрос: куда двигаться дальше, чего добиваться, на что обращать внимание общества?

Имеет смысл говорить о шагах первоочередных. Именно коррупция таковых и требует, чтобы перейти наконец к конкретным делам. Применительно к системе МВД, и ГАИ в частности, такой инструментарий есть. Каким образом сделать отношения “инспектор – водитель” прозрачными, доказательную базу объективной и обстановку на дорогах здоровой? Достаточно оснастить все посты и автомобили ДПС системами постоянной видеозаписи (видеоаудиофиксации) с обязательным нахождением водителя и инспектора в зоне видеозаписи с первой секунды остановки водителя инспектором. Видеофайлы должны храниться в течение всего срока рассмотрения административного правонарушения, в том числе обжалования, т. е. с учетом всех процессуальных норм гражданского судопроизводства.

Такой шаг автоматически прекратит вымогательство, которое происходит без свидетелей в первые минуты беседы корыстолюбивого инспектора с водителем, поскольку хорошие навыки практических психологов позволяют первым легко “снимать” деньги со вторых, не прибегая к составлению протокола. В случае введения видеоконтроля исчезает возможность “разводки”. Это обяжет инспекторов не только следить за своими формулировками (все фиксируется), но и изучать ПДД и КоАП. Да-да. Как это ни парадоксально звучит, но достаточно большой процент инспекторов ГАИ не знают досконально ни Правил дорожного движения, ни Кодекса административных правонарушений, что и будет зафиксировано документально. Да и водителей видеофиксация будет дисциплинировать, “на месте” уже ничего не решишь.

В связи с ликвидацией существующей системы “самопрокорма” придется повышать зарплату инспекторам, а не штрафы водителям. Хотим уменьшить число жертв на дорогах? Надо хорошо платить сотрудникам ГАИ, создавать для них социальный пакет, льготы и проч.

Но этого недостаточно. Надо еще в корне менять критерии их работы. Пока это “палочная” система, оставшаяся с советских времен. Показателем работы осталось количество штрафов, т. е. наказанных водителей. Ни контроль над состоянием дорожного полотна и его освещенностью, наличием разметки и знаков, ни количество ДТП и пробок на вверенном участке не учитывается при оценке работы инспектора и не влияет на его служебный рост и материальное положение. Другими словами, нынешние критерии работы гаишника, наравне с благоприятными условиями для “кормления”, питают и воспроизводят коррупцию до бесконечности.