Бесплатный сыр закончится


Через год в Интернете могут исчезнуть некоторые бесплатные сервисы, предсказывают эксперты Deloitte в ежегодном отчете TMT Trends (тенденции в сфере IT, медиабизнеса и телекоммуникаций). Бесплатные сервисы и программы в Интернете создают множество проблем, пишут аналитики Deloitte. По их данным, 95% всей электронной почты в 2006 г. пришлось на спам – это эквивалентно 60 млрд сообщений в день. Помимо спама, бесплатность стимулирует злоумышленников распространять по почте вирусы и другие вредоносные компьютерные программы, отмечают они. А замена или лечение компьютеров, зараженных компьютерными вирусами, обходятся пользователям в $7,8 млрд ежегодно.

Не лучше обстоят дела и с интернет-пейджерами – сейчас каждый пользователь такой программы получает в среднем пять спам-сообщений в день, а уже через два года их количество увеличится до 27 ежедневно, считают в Deloitte. Спамеры проникли даже в интернет-телефонию, зато пока не могут освоить SMS-рассылки – платный бизнес, который принес операторам $185 млрд в 2006 г. По мнению авторов отчета Deloitte, спамеры не смогут существовать в коммерциализованном мире SMS, в отличие от бесплатных сервисов Интернета. Уже в 2007 г. многие пользователи Сети будут готовы платить за то, что раньше было для них бесплатным, лишь бы избавиться от связанных с этими услугами проблем, прогнозируют они. Кроме того, самые “тяжелые” услуги в Интернете – например, интернет-телефония – дорого обходятся провайдерам и скоро предоставление бесплатных сервисов станет для них слишком затратным делом, ожидает Deloitte.

Эксперты предрекали крах бесплатных сервисов еще в 2002–2003 гг. Тогда некоторые массовые почтовые службы – например, usa.net – отказались от бесплатных почтовых услуг. Но уже в 2004 г. заработала бесплатная почтовая служба Gmail.com от Google, которая позволяла хранить на сервере гигантский по тем временам объем информации – 1 Гбайт. Другие почтовые сервисы тоже начали наращивать объем бесплатных ящиков. Зарабатывают бесплатные сервисы на рекламе и она приносит хорошие доходы, отмечает глава российского представительства Google Владимир Долгов. “Прогнозы Deloitte ничем не отличаются от прежних прогнозов, – считает он, – такие предсказания мы слышим не впервые”.

“Бесплатное” – не синоним “благотворительности”, уверяет владелец сервиса блогов Livinternet.ru Герман Клименко. По его словам, бесплатность и прибыль вполне уживаются и в не виртуальном бизнесе: например, процветают газеты бесплатных объявлений, а в каждом ресторане имеется стойка с бесплатной прессой. Для “бесплатных” моделей реальная угроза – отток рекламодателей, отмечает Клименко. “Но не уверен, что наступивший год принесет в Интернет эту неприятность”, – говорит он.

А гендиректор крупнейшей (и бесплатной) почтовой службы Рунета Mail.Ru Дмитрий Гришин считает, что от бесплатных решений могут отказываться только корпоративные пользователи. А на рынке услуг для конечных пользователей, особенно в области Интернета, “королями бала надолго останутся бесплатные услуги”, уверен Гришин. По его словам, вопросы безопасности, защиты от вирусов и спама на крупных бесплатных сервисах решаются гораздо лучше, чем их способен решить сам пользователь. Тем не менее для многих интернет-компаний платные сервисы, дополняющие базовые бесплатные, станут важным источником дохода, добавил Гришин.

Поддержание бесплатных технологий требует денег, признает главный редактор портала “Яндекс” Елена Колмановская. По ее мнению, в Интернете выживут лишь те сервисы, которые позволяют пользователю зарабатывать, – например, поиск информации. А те услуги, поддержание которых обходится в суммы, превышающие доходы, исчезнут, соглашается Колмановская. Например, убыточны модные нынче сервисы хранения видеофайлов вроде YouTube, которую Google купил в 2006 г. за $1,6 млрд, говорит она. “Но их владельцы верят, что вскоре они начнут приносить прибыль”, – добавляет Колмановская.