Маловато будет


В конце прошлого года наблюдательный совет ВТБ одобрил стратегию развития банка. Одна из поставленных перед банком задач, по словам его топ-менеджера, – создание полноценного инвестиционного блока. “Стратегия допускает как органическое развитие, так и за счет покупок, – утверждает собеседник “Ведомостей”. – Но понятно, что нас могут устроить только крупные инвесткомпании – в первую очередь “Ренессанс Капитал” и “Тройка Диалог”. Стратегия столь крупных приобретений не предусматривает, говорит член наблюдательного совета банка, а возможность приобретения “Ренессанса” или “Тройки”, по его словам, на совете никогда не обсуждалась.

Это, однако, не помешало руководителям ВТБ вести переговоры с владельцами обоих инвестбанков, утверждают несколько источников, близких к “Ренессансу”, “Тройке” и ВТБ, а также несколько участников фондового рынка. С “Ренессансом” они зашли очень далеко. Предложение, которое ВТБ сделал его акционерам, поражает воображение: он готов заплатить за инвестбанк $4 млрд, рассказали “Ведомостям” источник, знакомый с предложением госбанка ВТБ, и два инвестбанкира. Это близко к сумме, которую банк хочет привлечь в мае от размещения на биржах до 25% акций.

Сделка готовилась, и ВТБ уже далеко продвинулся, но вдруг Дженнингс передумал, утверждает источник, знакомый с предложением ВТБ. Сейчас, по его словам, основной акционер “Ренессанса” отказывается даже обсуждать его возможную продажу.

Это подтвердил источник, близкий к “Ренессанс Капиталу”: “Было решено не продавать “Ренессанс” ни ВТБ, ни кому другому”. “Сейчас компания не продается”, – подтверждает источник в инвестбанке. В конце прошлого года это говорил в интервью “Ведомостям” сам Дженнингс. Он, правда, утверждал, что инвестбанк никогда не вел переговоров о продаже. Вчера связаться с ним не удалось, он находится за границей. Представители ВТБ отказались от комментариев.

Одна из основных причин, по которой владельцы “Ренессанса” изменили решение, – это скорость, с которой растет бизнес и его доходность, говорит топ-менеджер инвестбанка. Прибыль Renaissance Capital Holding, в которую консолидированы доходы от брокерских, инвестиционно-банковских услуг и доверительного управления, за первое полугодие 2006 г. выросла почти втрое по сравнению с первым полугодием 2005 г. до $140 млн, а собственный капитал – на 60% до $510 млн.

Но это все на растущем рынке, возражает сотрудник западного инвестбанка, которого, как и многих его коллег, удивила оценка “Ренессанса” в $4 млрд. “Платить столько за российский инвестбанк – это очень много, я бы больше поверил в $2,5 млрд, – говорит топ-менеджер “Атона”, купленного в конце прошлого года за $424 млн. – Главная ценность инвестбанка – люди, а они могут разбежаться. За $1 млрд ВТБ мог бы купить всю команду “Ренессанса”, а инфраструктура у них есть и своя”. “Ключевых людей в “Ренессансе” несколько десятков, заплатите каждому по $10 млн подъемных – и не надо платить $4 млрд”, – соглашается сотрудник крупного западного инвестбанка. Несмотря на это, управляющий партнер New Russia Growth Capital Advisers Алексей Панферов не удивился бы подобной сделке между ВТБ и “Ренессансом”. “Для продавцов цена очень выгодна, и сейчас хороший момент для продажи, – объясняет он. – А ВТБ пока не преуспел на этом направлении и может позволить себе купить лидера рынка”.

Аналитики сомневаются в целесообразности сделки для ВТБ. “Как оценят ее инвесторы – это большой вопрос, – говорит начальник аналитического отдела МДМ-банка Алекс Кантарович. – К тому же средства, эквивалентные объему IPO, будут потрачены на стратегическую инвестицию, возврат капитала от которой вовсе не очевиден”. “Ренессанс” – актив привлекательный, но непонятно, насколько такие инвестиции актуальны для ВТБ, ведь он анонсировал, что привлекает капитал для расширения объемов кредитования, финансирования промышленности и реализации нацпроектов, напоминает аналитик “Финама” Ольга Беленькая.