Машины объедят людей


Цена кукурузы за год выросла вдвое – до $3,66 за бушель (25 кг), хотя собран третий по величине за всю историю урожай, а в ближайшие два-три года достигнет рекордных отметок.

По мнению президента вашингтонского Института политики земли Лестера Брауна, дороговизна кукурузы может даже спровоцировать массовые беспорядки в странах, где она служит основным продуктом питания, – таких, как Индонезия, Египет, Алжир, Нигерия и Мексика. Эксперты института подсчитали, что потребности американских производителей этанола к моменту сбора урожая 2008 г. составят 139 млн т кукурузы (по оценке министерства сельского хозяйства – только 60 млн т). “Борьба между машинами и людьми за зерно приведет к небывалому росту цен”, – предрекает Браун. По мнению аналитиков J.P. Morgan, цены на кукурузу в этом году составят $4,03 за бушель, на 61% больше, чем в прошлом.

В прошлом году правительство США, стремясь сделать страну независимой от импорта нефти и ограничить объем вредных выбросов, обязало производителей смешивать бензин с этанолом. В 2006 г. производство этанола, по подсчетам производителей, достигло 18,5 млн л – в 2005 г. было 14,7 млн л. По недавней инициативе сената использование этанола должно быть доведено до 54,6 млрд л в год к 2010 г., до 68 млрд л к 2015 г. и примерно 168 млрд л к 2025 г. Тогда этанол на 25% вытеснит бензин, сейчас его доля в топливе для машин составляет до 10%.

J.P. Morgan пишет, что для удовлетворения потребностей в этаноле США должны производить на 0,5–1 млрд бушелей кукурузы в год больше. Производство этанола субсидируется, но субсидии в основном достаются производителям конечного продукта – бензина с примесями.

С прошлого года импортеры зерна стали еще более зависимы от Америки – из-за сокращения экспорта другим крупным поставщиком, Китаем, где тоже растет и производство этанола, и озабоченность по поводу дефицита сырья.

“Если биотопливо будет продолжать распространяться по миру, цены на зерновые будут приближаться к их энергетическому эквиваленту, пока на рынке не появятся альтернативные источники энергии”, – считает аналитик британской исследовательской компании LMC International Саймон Бентли. По его мнению, главный вопрос не только в росте цен, но и в том, как повлияет увеличение производства кукурузы на другие сегменты. Возможно сокращение площадей под пшеницу и сою – цены взлетели именно в тот момент, когда фермеры решают, чего и сколько сажать в этом году. Многие из них уже активно закупают оборудование, семена и удобрения для увеличения производства кукурузы, которую собираются посеять вместо других культур.

Артур Рагаускас, профессор Института технологии штата Джорджия, считает, что будущее биотоплива не в кукурузе, которая будет расти в цене в соответствии со спросом и станет невыгодной, а в другом сырье, например переработанных промышленных отходах, в том числе от производства той же кукурузы. Американские производители возражают: в долгосрочной перспективе кукурузы хватит и для пищевой промышленности, и для производства топлива.

Рост цен на кукурузу уже почувствовали на себе производитель мясных продуктов Tyson Foods, которая начинает переводить производство кормов за рубеж, Coca-Cola и PepsiCo, поднимающие цены, чтобы компенсировать затраты на кукурузный сироп для своих напитков. О росте цен предупреждает и Heinz. (Использованы материалы WSJ, FT, 16–17.01.2007.)