Микки-Маус и Синяя Борода


Первый спектакль поставил Михаэль Ханеке (режиссер фильма «Пианистка» и несостоявшийся глава жюри Московского кинофестиваля), это возобновление нашумевшей премьеры прошлого сезона. Второй – премьеру оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» и «Дневник исчезнувшего» Яначека – готовит испанская группа La Fura dels Baus. Оба проекта очень характерны для Жерара Мортье, вот уже третий сезон возглавляющего Opera National de Paris. Он постоянно рискует, придумывая проекты, из-за которых консервативные парижские меломаны встают на дыбы. Однако билеты исправно раскупают.

Ханеке поставил очень мрачного «Дон Жуана», акцент этой «веселой драмы» у него сместился в сторону наказания развратника. Как и в некоторых других современных постановках, Дон Жуан у Ханеке погибает не от руки Командора: точку в жизни своего неверного любовника должна поставить Донна Эльвира. Однако делает она это из жалости, а не из мести. Ведь если бы Дон Жуан остался жив, его мучения были бы еще страшнее. Этот финал, как, впрочем, и начальное появление главного героя в пошлейшей маске Микки-Мауса, приводит традиционалистов в ярость.

Группа La Fura dels Baus, состоящая из режиссеров Карлоса Падриссы и Алекса Олле, использует в своих постановках новейшие технологии: видеоарт, компьютерную графику – декорации из диковинных материалов надуваются, светятся, трансформируются на глазах. Одна из самых больших удач этого режиссерского дуэта – «Осуждение Фауста» Берлиоза, где странный свет от лазерной проекции, отраженный стеклянной колонной, с каждым актом все больше распространяется в зал, вовлекая зрителя в пространство дьявольского договора.

На этот раз испанцам предстоит воплотить на сцене таинственные и прекрасные комнаты «Замка герцога Синяя Борода», а также сумрачный колорит одной из самых необычных музыкальных драм Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего». Детали премьеры пока держатся в секрете, но кое-что все-таки известно. Герцог (седовласый красавец негр Уиллард Уайт) и Юдит (темпераментная француженка с испанскими корнями Беатрис Урия-Мондзон) вместо мифического замка будут гулять по роскошным интерьерам Palais Garnier (попросту говоря, той самой Grande Opera). Так что о том, где находится этот замок и кто его загадочный хозяин и его жены-призраки, можно задуматься уже сейчас.

20, 24, 27, 29, 31 января, 2, 5, 11, 14, 17 февраля, «Дон Жуан»; 26, 28, 30 января,

4, 6, 8, 13, 16 февраля, «Замок герцога Синяя Борода» и «Дневник исчезнувшего»; www.operadeparis.fr