Много зон


Изначально чиновники собирались отобрать 2–4 особые туристические зоны, чтобы, по словам министра экономразвития Германа Грефа, “отработать механизм”. После заседания конкурсной комиссии в конце октября больше всех баллов набрали семь регионов: Алтайский край, Республика Алтай, Бурятия, Иркутская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Калининградская область (заявок было 28). Минэкономразвития собиралось отсеять часть заявок на втором этапе или объединить заявки соседних регионов в кластеры. Но на решающем заседании в декабре комиссия одобрила все заявки. Чиновники и эксперты сочли, что все они “логичные”, хотя расходы на 2007 г. (в бюджете заложено 1,1 млрд руб.), по оценке зампреда комитета по экономполитике Госдумы Юрия Барзыкина, придется увеличивать минимум втрое. В 2007 г. строительство еще не начнется, а будут только проведены исследования и просчитаны “детальные проекты”.

Игра стоит свеч, сказал вчера на заседании правительства Греф. До 2026 г. федеральный бюджет потратит на турзоны 44,5 млрд руб., бизнес вложит в них больше 270 млрд руб., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд руб. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн человек. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта – до 9%.

Коллег Грефа такие перспективы не вдохновили. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., которая скоро будет принята, уже “абсолютно перенапряжена и любые появляющиеся крупные системные вещи могут повлиять на всю топологию”. Министр транспорта Игорь Левитин забеспокоился, что не успеет включить реконструкцию аэропортов и строительство дорог к турзонам в транспортную федеральную целевую программу. А глава МЧС Сергей Шойгу указал, что не продуманы вопросы безопасности туристов. Но больше всего нареканий турзоны вызвали у министра финансов Алексея Кудрина. Главный прирост туристов дадут регионы, в которые государство вложит меньше всего денег, отметил он (см. таблицу). Некоторые зоны можно сейчас не одобрять, а быстро создать через три года, сказал Кудрин. И вообще “в условиях жесткого недофинансирования инфраструктуры главных федеральных артерий страны” государство не должно заниматься освоением “абсолютно пустых участков”, считает Кудрин. Но правительство в итоге одобрило создание всех семи турзон.

Пропорции между инвестициями в турзоны государства и бизнеса действительно очень разные. В Алтайском крае федеральный бюджет вложит в 2,2 раза больше денег, чем компании. В Республике Алтай бизнес потратит только в 1,4 раза больше государства. А в Ставрополье госденег нужно всего 2,5 млрд руб. против 49 млрд руб. от инвесторов, в Краснодаре они тоже вложат в 10 раз больше. У остальных соотношение примерно 1:4.

Объем привлеченных денег на каждый государственный рубль – только один из показателей, отмечает ректор Академии народного хозяйства и председатель комиссии по отбору турзон Владимир Мау. Оценивалась разработанность проекта. Разница в госинвестициях объясняется уровнем развития инфраструктуры в регионах, говорит Барзыкин. В Ставрополье и Краснодаре туризм бы и без государства развивался, признает он, но темпы были бы гораздо ниже. Деньги в бюджете есть, а льготы, которые компаниям предоставляются, незначительные, считает он. Резиденты турзон получат 4%-ную льготу по налогу на прибыль, смогут переносить убытки на будущий год и на пять лет будут освобождены от уплаты налогов на землю и имущество. Барзыкин категорически не согласен с подходом Кудрина: “Зачем нам вкладывать в то, что и так развивается, а для Республики Алтай или Бурятии это единственный шанс”.

Ставрополье, где одним из резидентов турзоны собирается стать “Ренова-Стройгруп”, и до турзон было интересно как развивающийся регион, привлекающий туристов, говорит представитель компании Евгений Красиков. “Выход в Ставропольский край и Калининградскую область интересен для нас независимо от госинвестиций”, – полагает и вице-президент компании Heliopark Group Дмитрий Степаненко. Любые деньги, которые государство выделяет в поддержку бизнеса, – это хорошо, уверен вице-президент компании “Интурист” Олег Дьяченко. “Интурист” планирует строительство спа-отеля в Республике Алтай и нескольких санаторно-горнолыжных комплексов в Алтайском крае. Но, по его мнению, гораздо полезнее было бы не создавать особые зоны, а принять закон о льготах для всей туристической инфраструктуры, как в Египте. А ИФК “Метрополь” уже купила два участка в бурятской турзоне и собирается построить там гостинично-развлекательные центры, рассказал гендиректор Михаил Слипенчук. По его мнению, близость республики к Байкалу, Монголии и Китаю делает ее привлекательной для туристов, но без госинвестиций ничего не будет: “В некоторых районах нет электричества, нет сотовой связи, дорога, которая соединяет Улан-Удэ и Байкал, напоминает лесовозную трассу”.