RambaZamba и другие


В начале января по немецкому каналу 3sat показали документальный фильм «Люби меня» – о четырех актерах берлинского театра инвалидов RambaZamba. Фильм имел большой успех, а на 9 февраля намечена новая премьера этого театра – «Поклон Тадеушу Кантору»: это будет история не столько о великом польском режиссере, сколько о трагических судьбах инвалидов в эпоху Гитлера. Тема войны присутствовала во многих спектаклях Кантора.

Любовь, смерть – вот темы, интересующие RambaZamba. Но не только они. В постановке «Сердце – это не футбол», приуроченной к чемпионату мира, проходившему в Германии летом 2006 года, мяч улетал в космос. Что было делать командам? Начинался разгул свободы. Наступало время влюбляться. Актеры Юлиана Гётце и Мориц Хёне рассказывали о любви своих героев при помощи танца. Их массивные тела казались невесомыми, а хореографический рисунок напоминал спектакли прославленной Пины Бауш. Сравнение неслучайно: движение ставила Джулия Станцак, танцовщица из труппы Бауш.

В театре RambaZamba все актеры умственно отсталые. У каждого свой диагноз. Инвалидность нередко превращает жизнь этих людей в мучение, и на сцене они играют так, как будто рассказывают о себе. Они отличаются от других, и именно это делает их искусство таким непосредственным, поэтичным и спонтанным.

На сцене RambaZamba господствует принцип удовольствия. Здесь орут во всю глотку, поют. Извлекают звуки из всех мыслимых инструментов – оглушительные или совсем тихие, но всегда проникнутые огромным чувством. То, что не могут сказать, выражают языком тела. Музыка дает им ощущение защищенности.

Своим существованием театр RambaZamba обязан Морицу Хёне, появившемуся на свет в 1975 году с синдромом Дауна. Когда Морицу исполнилось 16, его родители – актриса и театровед Гизела Хёне и режиссер Клаус Эрфорт – решили создать проект для сына и таких, как он. С тех пор «абсолютно сумасшедший театр» RambaZamba, расположенный в берлинском районе художников и музыкантов Пренцлауерберг, поставил 8 пьес и 2 ревю, объездил с гастролями Германию, побывал за границей.

Вместе с театром «Тыква», еще одной труппой, где играют инвалиды, они организовали фестиваль No limits. Этой осенью в берлинском центре KulturBrauerei встретились коллективы из Италии, Франции, Англии, Польши, Швейцарии, Германии, в которых играют умственно отсталые актеры. В постановке флорентийского IsoleComprese Teatro юноша с синдромом Дауна на разные голоса рассказывал о своей жизни. Театр Хора из Цюриха во время 24-часового марафона «Страсть к разрушению» упражнялся в разрушениях, а также в импровизации, извлекая из этого процесса немалое удовольствие. Все эти театры позволяют себе больше свободы, чем обычные труппы. Они не ограничивают себя во времени, воспринимают все интуитивнее, отвлеченнее. В пьесах, которые они ставят, часто речь идет об аутсайдерах, о бунте против бессмысленных правил повседневности. О том, как расцвечивает жизнь фантазия: не случайно сразу два берлинских театра инвалидов играют «Алису в Стране чудес».

26, 27 января «Войцек», 9, 10 февраля, «Поклон Тадеушу Кантору»; www.sonnenuhr-berlin.de