Семь тучных лет


Вчера Минфин опубликовал предварительную оценку прошлогоднего федерального бюджета. Доходы составили 6276,7 млрд руб., фактические расходы – 4277,4 млрд руб. Профицит в 2006 г. достиг 1999,39 млрд руб., или 7,4% ВВП (в 2005 г. – 7,5%), а доходы – 23,2% ВВП (в 2005 г. – 23,9%). Превышение поступлений над тратами могло оказаться еще на 170 млрд руб. больше – столько из выделенных им денег бюджетники не успели потратить, но эти средства “сгорели” – пошли в стабилизационный фонд. Туда же зачислен и почти весь профицит. В стабфонде к 1 января скопилось 2340,9 млрд руб.

Российский бюджет сводится с профицитом седьмой год подряд, второй год он “аномально высокий” – более 7% ВВП, отмечает главный экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. Причина очевидна – рекордно высокая цена на нефть, говорит старший экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров.

Среднегодовая цена Urals в 2006 г. достигла $61/барр. (годом ранее – $50,5/барр.). Даже снижение цен, которое произошло в конце года, не повлияло на доходы бюджета, поскольку размер экспортных пошлин пересчитывается с некоторым опозданием, добавляет Наталья Акиндинова из Центра развития. Бюджетные доходы оказались на 25% больше утвержденных Госдумой прошлой осенью (бюджет должен был получить 5046 млрд руб.). А вот расходы против первоначального плана не выросли – бюджетная политика была сдержанной, радуется Акиндинова.

Минфин, как мог, тормозил расходы, не удалось потратить даже 69 млрд руб. инвестиционного фонда, констатирует Надоршин.

Это последний рекорд, уверены экономисты. Бюджет 2007 г. рассчитан исходя из цены на нефть Urals $61/барр. Но вряд ли она перевалит за $60, полагает Надоршин. “Траст” прогнозирует среднегодовую цену Urals на уровне $55/барр., “Уралсиб” – $57/барр,. Минфин надеется, что цена не опустится ниже $51/барр., а согласно консенсус-прогнозу Reuters средняя цена Brent (Urals торгуется к ней с дисконтом) составит $63,8.

Бюджет останется профицитным, но доходы будут превышать расходы не более чем на 4,5% ВВП, прогнозирует Тихомиров.

Правительство сможет сохранить расходы на нынешнем уровне даже при падении нефтяных цен более чем вдвое, успокаивает главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин: предельное значение для бездефицитного бюджета – $27,4/барр.

По мнению Акиндиновой, в 2007 г. чувствительным для казны будет падение цен ниже $33/барр., исходя из которых рассчитана расходная часть бюджета.

Отсутствие большого бюджетного профицита пойдет России на пользу, считают аналитики. Для современных экономик бюджетный профицит нехарактерен, объясняет Надоршин. США живут с дефицитом 4% ВВП, профицит у европейских стран не превышает 3% ВВП. Бюджетный профицит сопоставимых размеров наблюдается только в нефтедобывающих странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты). С 2002 по 2006 г. профицит этих шести стран вырос с 4,3% ВВП до 25,5% ВВП, подсчитал экономист Morgan Stanley Серкан Севик. Но вместе с ростом трат все быстрее увеличивается инфляция, надуваются пузыри на фондовом рынке и поднимается минимальная цена нефти, позволяющая им сводить бюджеты без дефицита: за четыре года она выросла с $23/барр. до $35/барр. и в 2007 г., по оценке аналитика Goldman Sachs Ахмета Акарли, может достичь $47/барр.

В России профицит последних лет сыграл свою положительную роль, говорит Тихомиров: погашен внешний долг и накоплен серьезный запас прочности. А благодаря тому что бюджет изымал лишнюю ликвидность в стабфонд, инфляция в стране гораздо ниже, чем могла бы быть при этих ценах на нефть, добавляет Надоршин. Но дальнейшее накапливание денег в стабфонде будет тормозить экономику, полагает Тихомиров и заключает: разумнее не наращивать профицит, а оставлять деньги в распоряжении бизнеса, ослабив налоговую нагрузку.