Широкополосная экспансия


До конца июля 2007 г. “МетроМакс” планирует развернуть сеть, подготовив ее к коммерческой эксплуатации в Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областях, Татарстане и Башкирии, рассказал гендиректор УК “МетроМакс” Сергей Швайкин. Компании интересны региональные центры, хотя из-за равнинного рельефа городов в республиках “МетроМакс” начнет с Набережных Челнов и Стерлитамака. По словам Швайкина, экспериментальная зона уже построена в Димитровграде. В других городах компания намерена начать строительство в феврале 2007 г.

В регионы “МетроМакс” выходит, покупая уже существующие фирмы, строя с нуля или работая в партнерстве с местными участниками рынка. Объем инвестиций в региональную экспансию составит, по оценке Швайкина, $15–20 млн. Окупаемость проекта – 2–3 года с начала коммерческих продаж, считает он.

Первоначально “МетроМакс” ориентируется на корпоративных клиентов – организации с разветвленными сетями (среди клиентов в Самаре – банки, сети “Телефон.ру”, “Рестория”, “Имплозия”), но в будущем планирует выйти и на массовый рынок частных пользователей. “Сейчас этот рынок сдерживает только высокая стоимость терминала, но за 2006 г. она упала на 30–40% и будет снижаться, так что уже к концу 2007 г. количество клиентов WiMax-сетей резко возрастет”, – надеется Швайкин. Тарифные планы, по его словам, будут индивидуально разрабатываться “МетроМаксом” под каждый регион исходя из средних расценок проводных операторов. Сейчас в Самаре действует два основных тарифных плана: Business (подключение от 19 990 до 24 490 руб. и 2–2,3 руб. за 1 Мб) и Light (подключение – 2990 руб., абонплата – 1990 руб., 2,3–2,8 руб. за 1 Мб).

Компания “Телефон.Ру” стала одним из первых клиентов “МетроМакса” в Самаре, говорит управляющий компании “Телефон.Ру” по ПФО Михаил Золотовицкий. “Мы рассчитываем расширять сотрудничество с компанией по мере развития ее сети в Поволжье”, – говорит он.

Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов считает выход “МетроМакса” в другие регионы логичным шагом для крупнейшей сети широкополосного беспроводного доступа в Поволжье. “Если планируется построить сети на частотах 5,7–5,8 МГц, то заявленных инвестиций не хватит и экономическая эффективность проекта сомнительна”, – считает пресс-секретарь компании “Синтерра” (сеть Synterra WiMax в ЦФО) Катерина Андреева. Если же будет задействован диапазон 3,5–3,7 МГц, то, по ее оценке, инвестиции будут завесить от количества базовых станций, схемы частотного планирования и количества абонентов. “Но порядок заявленных средств справедлив”, – добавляет она.

По оценке одного из участников рынка, уровень конкуренции на рынке интернет-доступа Ульяновска, Саратова, Оренбурга средний, рынок еще далек от насыщения и находится на начальной стадии роста. Уровень проникновения Интернета в Ульяновске, Оренбурге – 9,5–10,5%, Саратове – 12–15%. Наиболее конкурентным рынком Анкилов называет Татарстан. Конкурировать в Поволжье “МетроМаксу”, по мнению аналитика, придется с проводными операторами – “Волгателекомом”, “Таттелекомом”, “Башинформсвязью” – и локальными игроками. В “Таттелекоме” от комментариев отказались. Связаться с “Башинформсвязи” не удалось. По данным компании “Волгателеком”, средние тарифы на ADSL (ТМ “J”): подключение – 300–550 руб., 1 Мб – 1,5–3 руб., абонплата (включает определенное количество трафика) – 50–450 руб., “безлимитка” – 1000–2500 руб. Комментировать действия конкурента в “Волгателекоме” отказались.

В Оренбурге и Уфе беспроводной доступ на базе WiMax предоставляет “Энфорта”. “Мы начали подключение абонентов в этих регионах летом 2006 г., сейчас ежемесячно подключается несколько десятков корпоративных клиентов, на каждый город приходится уже несколько сотен абонентов”, – рассказывает Олег Тайнов, директор по маркетингу “Престиж-Интернет” (ТМ “Энфорта”). Здесь у “Энфорты” действует восемь тарифных планов (подключение – от 7999 до 19 999 руб. (неограниченный доступ), абонентская плата – от 499 руб. (включенные 100 Мб трафика) до 8 399–11 799 руб. (10 000 Мб).

Тайнов оценивает рынок интернет-доступа и WiMax Оренбурга и Уфы как растущий и емкий, на котором хватит места 2–4 игрокам. “А конкуренция только стимулирует предоставлять более привлекательные услуги клиентам”, – уверен он.