Супермаркет для таблеток


Две новые аптеки самообслуживания открываются в начале февраля в Нижегородской области – в Городце и Заволжье, сообщил “Ведомостям” гендиректор сети Александр Шалунов. Всего в области планируется открыть восемь таких аптек и семь – в Нижнем. Помещения для них уже приобретены в собственность компании и сейчас оборудуются под аптечные супермаркеты. По словам Шалунова, инвестиции в открытие 15 аптечных супермаркетов составят $2 млн, срок окупаемости – три года. В течение года под новый формат переоборудуют и остальные аптеки сети, добавил он.

Первый аптечный супермаркет “Аптека района” появился около двух лет назад в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, а в Сергаче – около полугода назад, рассказал Шалунов. “Мы убедились в эффективности этого формата и в течение последних двух лет перепрофилировали под него 14 уже работающих аптек сети”, – сказал он. Планы компании развивать новый аптечный формат Шалунов объяснил более высоким покупательским спросом в аптечных супермаркетах по сравнению с обычными “прилавочными” аптеками.

В числе основных преимуществ формата открытой торговли в аптеке руководитель департамента маркетинговых исследований “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов называет удобство для покупателей и большой товарооборот нелекарственной продукции (биологически активные добавки, лечебная косметика, средства гигиены и т. п.), наценки на которую в отличие от наценки на лекарства не лимитируются региональными властями.

Объем продаж среднестатистической аптеки самообслуживания “36,6” в Москве составляет около $1 млн в год, в Нижнем Новгороде – от $400 000 до $600 000 в зависимости от площади и месторасположения аптеки, добавил менеджер по корпоративным коммуникациям и отношениям с инвесторами аптечной сети “36,6” Михаил Колосов. После перехода аптек “36,6” из закрытой формы торговли в открытую продажи выросли на 30%, говорит он.

Генеральный директор “Нижегородской аптечной сети” (с 2003 г. объединяет 54 муниципальные аптеки) Алексей Душкин считает бесперспективным открытие аптек самообслуживания в Нижнем Новгороде. Эту нишу в городе уже заняли федеральные аптечные сети “Ригла” и “36,6”, конкурировать с которыми региональной сети будет сложно, кроме того, в Нижнем велика плотность аптек, говорит он.

А гендиректор местной аптечной сети “Пик-НН” (включает 18 аптек) Герман Князев, напротив, считает укрупнение региональных сетей и развитие ими формата открытой торговли единственной возможностью сохранить самостоятельность и избежать поглощения крупными национальными аптечными сетями. Князев оценивает инвестиции “Аптеки района” в проект и сроки его окупаемости как адекватные.

Планы по развитию нового аптечного формата Душкин из “Нижегородской аптечной сети” связывает с намерением руководства сети “Аптека района” увеличить ее стоимость и выгодно продать свой бизнес крупной национальной аптечной сети. Наиболее вероятными покупателями Мелик-Гусейнов из “Фармэксперта” считает сети “36,6” и “Ригла”. Сейчас стоимость одной сетевой аптеки – около $300 000 и в ближайшие два года она будет только расти, говорит он.

Шалунов говорит, что, развивая новый аптечный формат, компания хочет увеличить капитализацию с $8 млн до $16 млн до конца 2008 г., а в дальнейшем готова рассматривать предложения о привлечении инвестиций со стороны финансовых структур или других аптечных сетей.

Коммерческий директор аптечной сети “Ригла” Сергей Грачев уверен, что выбранная “Аптекой района” стратегия верна. Затраты на открытие фарммаркетов выше, чем традиционных аптек, но они оправданны, говорит он. По оценкам Грачева, стоимость покупки в аптеке открытой формы торговли почти в три раза выше, чем в обычной.