Торговля не глобализируется


Прогнозируемые уровни рентабельности для “Магнита” и Х” – 2,4%, хотя валовая маржа у них 16,8% и 27% соответственно. Это вызвано очень агрессивным ростом, по мере которого маржа будет снижаться, замечает аналитик Альфа-банка Ульяна Есаулкова.

За 12 месяцев по 30 июня 2006 г. объем продаж 250 мировых лидеров розничной торговли достиг $3,01 трлн, увеличившись на 6%, подсчитала аудиторская компания Deloitte. Ежесекундно потребители тратят в торговых сетях $90 000, а ежеминутно – $5,4 млн.

Несмотря на глобализацию, лидеры мирового ритейла очень мало зарабатывают за рубежом. Участники списка в 2000 г. получили за границей 12,6% выручки, а в 2005 г. – 14,4%. Больше всего за границей зарабатывают европейские компании (28,1%). Лидеры экспансии – французские (34,8% выручки – за границей) и немецкие (36%) ритейлеры: Carrefour, Metro, Auchan и другие. Американские сети получают за рубежом только 6,2% выручки.

Практически не интересуются внешними рынками японские компании – у них 1,2% “иностранной” выручки. Российские ритейлеры пока тоже не очень стремятся в СНГ: низка освоенность внутреннего рынка, говорит партнер Deloitte Александр Дорофеев. Сначала нужно вспахать “свой огород”, а только потом идти на чужой, замечает замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий.

США – колоссальный рынок, сопоставимый с Европой, поэтому большинство местных компаний не интересуются иностранной экспансией, замечает Слуцкий. Во Франции и Германии рынок меньше, сложно получить разрешение на строительство новых магазинов. Поэтому когда появилась возможность идти в Восточную Европу – ритейлеры ее не пропустили, говорит Слуцкий.

Глобализация сильна в отраслях, где велики затраты “на вход” и долго возвращаются вложения, а ритейл к ним не относится, полагает Юлия Цепляева из ING Bank. Кроме того, местные игроки лучше понимают, как и что продавать соотечественникам.

Выручка быстрее всего растет у ритейлеров Латинской Америки – на 20,3%. Европа значительно отстает (8,6%), в Великобритании (2,1%) и Франции (2,4%) темпы снизились, а в Германии выросли до 7,7%. В США выручка торговцев прибавила 11,3%, в Японии – 9%.

В Латинской Америке очень быстро растут доходы населения и они больше покупают, отмечает Цепляева. А в Европе потребители уже богаты и дополнительные деньги идут не ритейлерам, а на потребление услуг, говорит она.

В развивающейся Азии пока уровень доходов ниже латиноамериканского, так что много товаров покупается за рамками легальной торговли, отмечает Цепляева. Но лидеры рынка рассчитывают на Китай и Индию, несмотря на низкий уровень доходов, замечает Дорофеев. В России пока сохраняется очень высокий темп роста выручки, у X5 Retail Group в 2006 г. она выросла на 45%, а у “Магнита” в первом полугодии 2006 г. – на 55%, говорит он.

Средняя рентабельность ритейлеров, оцененных Deloitte, – 3,5% (годом раньше –2,7%), вдвое лучше 2000 г. И здесь лидирует Латинская Америка – 4,4%. В Великобритании торговцы зарабатывают 5,5%, во Франции – 3,7%, в Германии – 2%. В Германии очень высокая конкуренция, объясняет Дорофеев.