Держи холдинг!

В. Волков

В то же время новая схема очень сложна и акционеры могут в ней не разобраться, предупреждает аналитик “Финама” Елена Юшкова. Пока нет деталей, невозможно оценить, выгодно ли новое предложение РАО акционерам, считает член совета директоров РАО, председатель комитета по стратегии и реформированию Дэвид Херн. Управляющий директор “Интерроса” (входящий в холдинг “Норильский никель”, владеет 3,5% акций РАО ЕЭС) Андрей Бугров новую схему еще не изучал, но идея выделить все активы миноритарных акционеров в отдельный холдинг его настораживает. “Такой договоренности не было”, – напоминает он.

Новый план

План реформирования РАО “ЕЭС России” предусматривает пропорциональное распределение активов: к середине 2008 г. его акционеры должны стать владельцами долей во всех компаниях, на которые он распадется, и эти доли будут равны нынешним. Государство получит около 52% акций во всех этих компаниях, миноритарные акционеры – 48%. Сначала из РАО будут выделены две компании – ОГК-5 и ТГК-5, а затем все остальные. Этот вариант реформы был утвержден правительством в 2002 г. и с тех пор оставался неизменным. Впоследствии государство должно было бы распродавать свою долю в энергетических активах.

Но внезапно менеджмент РАО перекроил свой собственный план. Эти изменения будут рассмотрены на заседании совета директоров энергохолдинга 9 февраля, рассказал “Ведомостям” источник в РАО.

Суть изменений такова: акционеры получат доли не в самих активах РАО, а в неких новых холдингах-“надстройках”. Всего их будет несколько десятков, причем один – на 100% государственный. Еще 19 будут иметь абсолютно одинаковую структуру собственности, и все 100% их акций будут распределены между владельцами 48% акций РАО ЕЭС пропорционально их нынешним долям. Государственный холдинг получит по 52% от нынешней доли РАО во всех его “дочках” – ФСК, пяти ОГК, 13 ТГК (всего 19 компаний). А по 48% в тех же “дочках” будут принадлежать 19 компаниям, 100% акций которых будут распределены между частными акционерами РАО. Уже к 1 апреля РАО планирует составить разделительный баланс , чтобы распределить все активы энергохолдинга, как задумано.

Государственный и миноритарные холдинги просуществуют недолго, объясняет руководитель департамента по взаимодействию со СМИ Марита Нагога. Затем госхолдинг передаст свою долю в пяти ОГК и 13 ТГК в ФСК, а доля компании-“надстройки” в ФСК вырастет до как минимум 75% плюс 1 акция. После чего надстройка будет уничтожена.

Прочие активы, такие как, например, межрегиональные распределительные сети и т. д., делить на государственную и миноритарную части не будут – там структура собственности будет такой же, как сейчас в РАО.

Продать что-нибудь ненужное

Цель этих манипуляций с компаниями-“надстройками” – накачать ФСК активами, продав которые она могла бы выручить деньги для своей гигантской инвестпрограммы. ФСК испытывает недостаток в инвестициях. До 2011 г., по словам первого зампреда правления ФСК Александра Чистякова, на инвестиции в сети должно быть потрачено 700 млрд руб. Ее инвестпрограмма на 2007 г. составляет 91,6 млрд руб., и почти треть вложений ФСК планирует осуществить за счет продажи активов РАО ЕЭС (31,8 млрд руб.). Чтобы обеспечить сетевую “дочку” этими деньгами, РАО запланировало продажу блокирующего пакета акций одной из генерирующих компаний – ОГК-5. На вторую половину 2007 г. и 2008 г. запланированы продажи других активов.

Как объясняет топ-менеджер РАО, по новой схеме ФСК стала бы непосредственным владельцем госдоли в генерирующих активах РАО ЕЭС. Но по закону о реформе электроэнергетики монопольный и конкурентный секторы бизнеса должны быть разделены, ФСК не вправе владеть генерирующими активами и обязана будет их продать. Став непосредственным владельцем активов РАО, ФСК могла бы самостоятельно решать, как финансировать свои проекты, сняв это бремя с РАО, объясняет топ-менеджер сетевой компании.

Новый план РАО поддерживает Минэкономразвития. Решаются сразу две задачи – поиска денег на гигантскую инвестиционную программу ФСК и обеспечения интересов всех акционеров, отмечает руководитель отдела Минэкономразвития Михаил Курбатов.

Новые риски

Миноритарные акционеры критиковали вынужденную распродажу активов РАО ЕЭС – их не устраивало, что государство собирается потратить деньги на сети, вместо того чтобы распределить средства между акционерами РАО ЕЭС. Например, член совета директоров энергохолдинга Сеппо Ремес и директор Prosperity Capital Management Александр Бранис возмущались, что доходы от продажи блокпакета акций ОГК-5 будут направлены в ФСК, а не на дивиденды РАО.

Оба миноритария знакомы с новым сценарием реформы и сообщили “Ведомостям”, что довольны им. Новый вариант позволяет разделить активы миноритарных акционеров и государства, объясняют они.

Акционеры могут пострадать, если оценка стоимости ФСК и активов, участвующих в обмене, будет несправедливой. Акции сетевой компании не торгуются на бирже, беспокоится Бранис. Разброс в оценках стоимости ФСК уже сейчас весьма велик: например, аналитик “Уралсиба” Матвей Тайц оценивает капитализацию ФСК всего в $4 млрд, а аналитик компании ФИМ Дмитрий Царегородцев – в $15 млрд. Вопрос также и в том, равноценный ли обмен предлагает РАО. Тайц оценивает стоимость активов государства, которые могут быть внесены в ФСК, в $15 млрд, тогда как аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин – лишь в $13 млрд.