Детективный конкур


Роман Кобена сделан по классическим канонам. Сюжет совершает аккуратный круг, убийцей окажется тот, кого мы должны были меньше всего подозревать. Разгадку, которая, кажется, была у нас перед носом, мы получим, только терпеливо собрав все кусочки детективного пазла. Кане, уважающий законы жанра вообще и книжку Кобена в частности, тем не менее написал свой сценарий, в котором, во-первых, попытался адаптировать американскую историю для Франции, а во-вторых, от себя добавил лошадей, конюшен и наездников.

Намерения режиссера сделать честный детектив настолько серьезны, что отдают даже занудством, и первую треть сюжет тащится как старая кляча. Детский доктор Александр Бек (Франсуа Клузе) стал вдовцом после того, как его жену Марго (Мари-Жозе Кроз) убил маньяк. Бек слышал ее крики, пытался помочь, но получил битой по голове и чуть сам не погиб. Через восемь лет полиция обнаруживает рядом с местом преступления еще пару трупов и новые улики. Расследование возобновляется. Бек становится подозреваемым. В то же время он получает по электронной почте письмо, из которого следует, что жена на самом деле жива. Кроме того, оказывается, что помимо полиции за Беком следят еще какие-то мрачные типы, похожие на шпионов иностранной разведки.

Рассказать все это коротко, внятно и энергично Кане не может. Он тратит экранное время на мучительные переживания своего героя, сентиментальные флэшбеки и дает возможность актеру Франсуа Клузе вдоволь наиграться в безутешного вдовца, что у него получается не очень-то здорово. Мы уже почти спим, и тут режиссер вдруг бодро седлает сюжет и срывается с шага в галоп.

Бек, уверенный, что жена не погибла, начинает поиски. Типы, следившие за ним, начинают убивать. Полиция, уже уверенная в виновности Бека, начинает за ним охоту. Клузе бегает по городу одновременно в роли и охотника, и дичи – это выходит у него интереснее, чем переживания. Да и Кане, похоже, в беготне разбирается куда лучше, чем в психологии. Если первая часть была уныло мелодраматической, вторая оказалась довольно бодрым боевиком, то в третьей режиссеру пришлось заняться собственно детективом и объяснить, что же тут происходит. Фильм тут же сбавляет скорость и переходит на неровную рысь. В сюжет вплетается еще одна гибель – Филиппа Невиля, сына богатого конезаводчика, влиятельного бизнесмена и политика.

Забавно, что избалованного извращенца Филиппа, совращающего малолетних наездников на конюшне, сыграл сам Гийом Кане, который между прочим происходит из семьи конезаводчиков. В детстве Кане мечтал стать наездником, серьезно занимался конным спортом, но после падения и травмы ему пришлось отказаться от этой идеи, и он пошел в актеры. Конечно, едва ли стоит считать Филиппа персонажем автобиографическим. Скорее это небольшое отступление, маленький иронический бонус, который, впрочем, не компенсирует проваленного режиссером финала. Кане было куда интереснее завязывать интригу в узел, чем аккуратно ее распутывать, поэтому, когда пришло время, он без затей рубит узел одним махом, не заботясь о логике и красоте. Похоже, что появиться в роли Филиппа Невиля ему было важнее, чем раскрыть тайну исчезновения и появления главной героини. Видно, он все еще остается больше актером, чем режиссером.