Газеты друзей “Газпрома”


Холдинг “Проф-Медиа”, “дочка” “Интерроса”, договорился о продаже ИД “Комсомольская правда” холдингу “Газпром-Медиа” почти год назад. Генеральный директор “Газпром-Медиа” Николай Сенкевич неоднократно заявлял, что завершит сделку в 2006 г.

Но в минувшую пятницу группа компаний “ЕСН” и холдинг “Газпром-Медиа” объявили, что покупателем 60% + 1 акция ИД “Комсомольская правда” выступит холдинг “Медиа Партнер” (медийная “дочка” ЕСН, владеющая с января 2006 г. ИД “РЖД-Партнер”, куда входят все медийные “дочки” ОАО “РЖД”. – “Ведомости”). “Газпром-Медиа” ведет переговоры о покупке “Комсомольской правды” в интересах этого холдинга, принадлежащего группе “ЕСН”. Сумма сделки не разглашается”, – говорится в совместном заявлении компаний.

“Комсомольская правда” – самая читаемая газета в стране. По данным TNS Gallup Media, аудитория одного номера “Комсомолки” – почти 10 млн человек (средний тираж одного номера – 4 млн), в 2005 г. она собрала около 15% всей газетной рекламы, на которую, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), потрачено $290 млн.

“У “Проф-Медиа” мы уже покупали “Известия”. Именно поэтому коллеги из холдинга “Медиа Партнер” обратились к нам с просьбой о консультировании и организации покупки столь крупного медийного актива, – приводятся в пресс-релизе слова Сенкевича. – Конечное приобретение “Комсомольской правды” изначально не входило в наши планы, так как еще одна ежедневная многотиражная газета [плюс к “Известиям”] не вписывается в структуру “Газпром-Медиа”. По договоренности с заказчиком мы осуществили финансовый и юридический аудит издания, выполнили его оценку. В настоящее время сделка близка к финализации”.

С Сенкевичем “Ведомостям” вчера поговорить не удалось. В “Проф-Медиа” от комментариев отказались. Директор по связям с общественностью группы компаний “ЕСН” Марианна Белоусова сказала лишь, что в ЕСН воспринимают “Комсомолку” как “успешный бизнес-проект”.

Но, по словам источника, знакомого с деталями сделки, покупка КП группой “ЕСН” – “запасной сценарий”, появившийся в ноябре 2006 г. Перепродать “Комсомолку” холдингу Березкина “Газпром-Медиа” решил после того, как Сунгоркин категорически отказался покинуть пост генерального директора и главного редактора “Комсомольской правды”.

Березкин позиционирует себя как профессиональный управленец. Первый крупный проект группы – управление нефтяной компанией “КомиТЭК”. За три года компания Березкина консолидировала разрозненные активы и в 1999 г. продала их “Лукойлу”. Участники сделки тогда оценивали ее в $300 млн (плюс $200 млн долгов “КомиТЭКа”, которые взял на себя покупатель).

В 2000 г. ЕСН занялась энергетикой. Она оказалась первой не зависимой от РАО ЕЭС управляющей компанией и три года управляла региональной энергосистемой – “Колэнерго”. По истечении срока в 2003 г. группа, как рассказывал тогда Березкин, не стала продлевать контракт. Именно тогда ЕСН завязала контакты с итальянской энергокомпанией Enel. Вместе в 2004 г. они выиграли конкурс на право управлять Северо-Западной ТЭЦ, организованный РАО ЕЭС.

ЕСН аккумулировала 5,3% РАО ЕЭС, и Григорий Березкин вошел в совет директоров холдинга. В октябре 2004 г. группа продала “Газпрому” свой пакет акций РАО ЕЭС – сделка была совершена по рыночной стоимости, ее сумма составила $700 млн.

ЕСН и “Газпром” давно сотрудничают в области энергетики. В 2003 г. две “дочки” “Газпрома” – “Астраханьгазпром” и “Оренбурггазпром” – отказались от услуг региональных энергокомпаний и стали покупать энергию у “Русэнергосбыта”, входящего в ЕСН. К настоящему моменту “Русэнергосбыт” снабжает энергией девять предприятий “Газпрома”.

Березкин – не первый лояльный “Газпрому” предприниматель, купивший общественно-политическое издание. В сентябре генеральный директор “Газпроминвеста” Алишер Усманов приобрел 100% акций ИД “Коммерсантъ”, по предположениям участников рынка, за $250 млн.