ИНТЕРВЬЮ: Александр Мечетин, председатель правления ОАО “Синергия”


Весь прошлый год алкогольную отрасль страны лихорадило из-за новых правил регулирования производства и сбыта. Но основной владелец группы “Синергия” Александр Мечетин времени зря не терял: покупал заводы, запускал новые марки и в итоге превратил свою компанию второго эшелона в одного из лидеров рынка. За год “Синергия” переместилась с 9-го на 4-е место в списке российских производителей алкоголя и сейчас уступает лишь “Кристаллу”, “Русскому алкоголю” и “Веде”. От 2007 года Мечетин ожидает еще большего: в интервью “Ведомостям” он рассказывает, что намерен разместить до 20% акций на бирже и сделать “Синергию” первой публичной водочной компанией в России.

– Прошлый год оказался кризисным для алкогольной отрасли: в начале года заводы простаивали из-за отсутствия акцизных марок нового образца, потом – из-за неполадок в ЕГАИС. Как вы относитесь к нововведениям государства?

– Я за разумные инициативы государства, ведущие к цивилизованному регулированию рынка. Задачи легальных производителей и государства совпадают – нелегальные производители не платят налогов в госказну, а мы получаем конкурентов, с продукцией которых бороться невозможно. Желание государства контролировать отрасль понятно – сейчас около 45 млн дал приходится на нелегальный сектор при объеме рынка 200 млн дал. При акцизе с бутылки почти в 40 руб. получается, что государство не получает до 36 млрд руб. в год. Я приветствую разумные методы борьбы с нелегальным рынком, и ЕГАИС, безусловно, к ним относится. Другое дело, что внедрение оказалось провальным в первую очередь из-за спешки.

– Теперь над отраслью нависла новая угроза – на ликероводочных заводах до 1 февраля должны быть установлены счетчики измерения спирта.

– Задача счетчиков – замерить количество спирта, полученного заводом. Они позволяют контролирующим органам понять, сколько спирта пришло на завод и сколько вышло. Ведь на предприятие может поступить неучтенный спирт. Это разумная идея, но внедрять ее надо постепенно. До сих пор непонятны параметры счетчиков, которые надо установить, подойдут ли российские счетчики. Если это сделать поэтапно, никаких вопросов у производителей не возникнет.

– “Синергия” подготовилась к возможным проблемам 1 февраля?

– Опыт предыдущего года нас научил, что лучше подстраховаться. Предвидя проблемы начала 2006 г., в октябре 2005 г. мы начали делать запас продукции. Сейчас вынуждены работать в склад.

– От ЕГАИС вы пострадали?

– У нас проблем не было. В январе – феврале 2006 г. стояли из-за отсутствия марок нового образца, но распродавали запасы 2005 г. Летом серверы налоговых органов были подключены к компьютерам, установленным на заводах.

– Крупным акционером “Синергии” является сенатор от Саратовской области Валентин Завадников. Как он участвует в управлении компанией?

– Валентин [Завадников] давно присоединился к нам, сотрудничаем более пяти лет. Он является партнером и акционером, который, безусловно, участвует в принятии решений по стратегии развития группы.

– Как вы с ним познакомились?

– У нас общие корни: и он и я – выходцы из Находки. Дальний Восток – регион небольшой, те, кто занимается бизнесом, постоянно пересекаются. А познакомил нас общий знакомый во Владивостоке.

– Административный ресурс совладельца пригодился для развития компании?

– Я не думаю, что в нашей стране сенаторы обладают значительным административным ресурсом, это не исполнительная власть. Зато они обладают значительным информационным ресурсом. Валентин Завадников – человек с богатым жизненным опытом, всегда может помочь дельным советом. У него большой объем информации по ситуации в стране, в регионах. Кроме того, когда мы познакомились, он еще не был сенатором, работал в РАО ЕЭС.

– Его долю выкупить не планируете?

– Нет. По факту у группы есть два крупных партнера, а также акционеры в лице сотрудников компании (финансовый директор Николай Белокопытов и операционный директор Сергей Молчанов. – “Ведомости”). У нас действует опционная программа, и количество сотрудников – акционеров “Синергии” будет увеличиваться.

– Каковы условия опционов?

– Мы активно ведем подготовку к IPO. В рамках этого процесса обсуждается несколько форм опционов – как реальные, так и фантомные. Во время размещения акций на бирже ряд менеджеров получат акции по, скажем так, символической цене. На опционную программу и программу поощрения управляющих в ближайшие 3–5 лет мы планируем потратить значительную часть уставного капитала – до 10%. Мне, как ключевому акционеру “Синергии”, хочется, чтобы от роста компании выиграли те люди, которые приложили к этому свои силы.

– Формат управления компанией напоминает семейный бизнес. Привлекать западных менеджеров не намерены?

– Мы обсуждаем такую возможность, компания должна расти, не оставаться в рамках кокона. И те близкие отношения, которые сложились между управляющими, не должны служить препятствием для привлечения новых взглядов и идей в компанию. Иначе деградация неизбежна. Другое дело, что я не отношусь с почтением к экспатам. Прежде всего о человеке говорят его трудовой путь и достижения, нежели корочка МВА или паспорт иностранца.

– Чем вам интересно IPO?

– Мы верим в рынок и в рост компании. В ключевом сегменте “алкоголь” в 2006 г. мы получили рост порядка 60%, остальные направления продемонстрировали 15–20% роста. Нам необходимо финансирование этого роста, и IPO является важным инструментом стратегии. По срокам ориентируемся на осень 2007 г. Для нас это удобно тем, что мы сможем подтвердить свой рост показателями 2007 г. Сейчас активно идет процедура отбора андеррайтера. Пакет акций пока не определен, но вряд ли превысит 20%. На февраль намечен последний шаг перед IPO – программа CLN на $75 млн, которая будет направлена на реструктуризацию текущих кредитных отношений компании и продолжение финансирования роста. Организатором CLN-программы выступает “Ренессанс Капитал”.

– Планируете размещать акции всей компании или только водочного бизнеса?

– Речь идет обо всей группе “Синергия”.

– В течение прошлого года акционеры “Синергии” консолидировали более 60% акций дальневосточного банка “Дземги”. Зачем он компании?

– Он находится вне интересов группы “Синергия”, этот вопрос я не хочу затрагивать.

– “Синергия” – единственная компания, которая в прошлом году делала приобретения на водочном рынке. Как оцениваются водочные компании?

– Секрета не открою: из EBITDA вычитаем стоимость долга, что позволяет получить примерную стоимость акционерного капитала. Безусловно, возможны и премии, и дисконты в зависимости от того, какими марками предприятие обладает, находится ли в более населенном регионе, имеет ли потенциал роста с точки зрения логистики.

– Какова ваша стратегия приобретений?

– Нам интересны региональные предприятия, у которых есть известная марка с хорошими объемами производства 500 000 дал в год и лояльная местная аудитория. Эти марки – дойные коровы, они не требуют инвестиций в маркетинг, известны на рынке и уже стоят на полке. Их только надо оживить путем рестайлинга. Незанятые мощности предприятий загружаем федеральными марками и начинаем их поставлять в соседние регионы, что позволяет сократить затраты на логистику. Например, архангельский “Алвиз” в 2006 г. увеличил продажи более чем на 50%.

– У вас нет производства в Центральном регионе. Не хотите купить завод в Подмосковье?

– Мы работаем в Московском регионе, выстраиваем дистрибуцию, договариваемся с сетями, формируем лояльность к маркам. Завод нам интересен, у москвичей есть желание пить московское. Эту тему обсуждаем, но окончательного решения пока нет.

– Почти во всех ЛВЗ есть миноритарные акционеры. Выкупать их доли не планируете?

– На каждом предприятии стараемся увеличить наш пакет акций до максимума, скупаем доли у всех желающих продать. Нам это необходимо, иначе наши финансовые результаты размываются.

– Тем более что возникают конфликты с миноритариями. Например, осенью 2006 г. ФГУП “Росспиртпром” заявило, что “Синергия” не допускает его к управлению на заводах в Архангельске и Хабаровске.

– Это было недоразумение, связанное с отсутствием нормального диалога. Сбой на уровне бюрократии. Теперь все урегулировано, для этого понадобилась всего лишь встреча с руководством ФГУПа.

– О чем договорились?

– О нормальной работе. Мнение всех акционеров должно учитываться. “Росспиртпром” [который владеет по 22,5% акций обоих заводов] участвует в управлении в соответствии с законодательством.

– Выход на внешние рынки вам интересен?

– Сейчас мы экспортируем алкоголь в южные провинции Китая с уссурийского завода. Отгружаем около 50 000 дал настоек в год. Небольшие объемы экспорта есть у нижегородского “Роома”. Но приоритетным направлением остается Россия.

– Несмотря на кризис, “Синергия” показала в 2006 г. внушительные темпы роста на 60% до 5 млн дал. За счет чего вы добились таких показателей?

– Мы запустили две федеральные марки – “Русский лед” в сегменте low premium и “Государев заказ” в среднем ценовом сегменте. По итогам прошлого года органический рост составил порядка 30% – это около 1 млн дал. Еще порядка 30% прибавили за счет приобретений: в 2006 г. купили два ЛВЗ – нижегородский “Роом” и кемеровский Мариинский ЛВЗ. Этот год планируем закончить с показателями от 8 млн до 10 млн дал: ведем переговоры с рядом предприятий о покупке, хороший потенциал у “Государева заказа”, продажи которого в конце 2006 г. приближались к 1 млн дал в год, значительными темпами растет “Русский лед”. Мы близки к завершению сделки по бренду “Белуга” – это сверхпремиальный сегмент, он не даст нам большого прироста в натуральном измерении, но положительно скажется на финансовых результатах.

– Произвести 8–10 млн дал означает стать лидером водочного рынка. Это ваша цель на 2007 г.?

– Не вижу причин, которые не позволили бы прибавить нам 3 млн дал в этом году. Но повесить на себя бирку с № 1 – это не наша задача, мы хотим построить эффективный бизнес. Хотя эффективность, конечно, связана и с эффектом масштаба. Кроме того, у других участников рынка, думаю, также есть планы по росту.

– Наличие заводов по всей стране позволяет вам контролировать цены на продукцию?

– Стоимость на полке зависит от формата магазина, однако отгрузочная цена со всех заводов одинаковая. Мы стараемся выстраивать единую ценовую политику по всей стране. Например, “Государев заказ” на полке продается примерно по 100 руб., “Русский лед” – по 130–140 руб.

– “Синергия” управляет розничным бизнесом?

– Торговля – вспомогательный характер для водочного бизнеса. У нас порядка 50 магазинов на Дальнем Востоке, большая их часть – алкогольные супермаркеты под маркой “Винные лавки Саввы Водочникова”.

– В “Синергию” входят мясные и молочные предприятия. Избавляться от них не планируете?

– Это непрофильный для нас бизнес. Сейчас эти отрасли укрупняются, появляются федеральные производители молока и мяса. Поэтому морально мы готовы в течение 3–5 лет выйти из бизнеса. Пока же хотим достигнуть более высоких показателей в этих направлениях, тем более что они показывают темпы роста 15–25% ежегодно.

– Розничный бизнес тоже продадите?

– Его мы намерены оставить. Он помогает развивать алкогольный бизнес. Кроме того, на Дальнем Востоке цивилизованная торговля заметно отстает от центральных регионов, там потенциал для развития огромен. Оборот розничного подразделения вполне реально довести хотя бы до $150 млн [с нынешних $75 млн] в короткий срок. Будем увеличивать количество алкогольных магазинов и открывать дискаунтеры.