Критик и там, где народ, и не там


Как ни относись к отдельным фильмам – фаворитам кинопрессы, глупо не замечать, что 2006 год был для нашего кино урожайным и важным. К середине сезона, на сочинском “Кинотавре”, выяснилось, что в российском кинопроизводстве случилась большая перемена: пришли новые лидеры, они диктуют новую моду, формируют свой киноязык и свое пространство общения и деловых связей (огрубляя, можно сказать, что советскую и постсоветскую киноэлиту окончательно заместила современная светская тусовка). Критики же, что бы там режиссеры и артисты про них ни думали, не очень любят ругаться. Зато обожают примечать, а на худой конец выдумывать тенденции, смещение координат и смену вех – иначе как-то скучно. В отчетном сезоне скучно явно не было. А принципиальных новостей, как можно сделать вывод из списка фаворитов, обнаружилось две.

В номинации “Лучший фильм” критики оставили четыре названия: “Изображая жертву” Кирилла Серебренникова, “Свободное плавание” Бориса Хлебникова, “Живой” Александра Велединского и “Остров” Павла Лунгина; постановщики во всех случаях претендуют на титул “лучшего режиссера”. Первые два фильма, очевидно, следует вписать в графу поисков нового языка: Серебренников и Хлебников идут здесь в противоположные стороны, и так даже интереснее. Вторая пара – “Живой” и “Остров” – не менее четко обозначают стремление соединить серьезность темы и заявку на коммерческий успех. Оба направления – арт-хаус и серьезный мейнстрим – именно то, что и поддерживают критики во всем мире, и в этом смысле выбор “Белого слона” – четкое обозначение собственной экспертной ниши и признак нормальной структуризации киноотрасли, где еще недавно одна и та же бузина росла разом во всех огородах.

“Эйфория” Ивана Вырыпаева, вокруг которой тоже было много шума и разговоров о новаторстве, явно с расчетом на победу выставлена в номинации “Лучший дебют” рядом с “Кружением в пределах кольцевой” Рамиля Салахутдинова и “Питером FM” Оксаны Бычковой.

А вот “Мне не больно” Алексея Балабанова критикам вообще не глянулся. Кажется, никто не дал себе труда распознать спрятанную в развесистой мелодраме элегию, балабановское прощание с 90-ми. Жаль. “Мне не больно” отметили только в актерских номинациях: “Лучшая женская роль” – Рената Литвинова (конкурентки – Анна Михалкова из “Связи” Дуни Смирновой и Евгения Симонова из “Многоточия” Андрея Эшпая), “Лучшая мужская роль” – Александр Яценко (параллельно номинированный за “Свободное плавание” и выставленный против Петра Мамонова из “Острова”).

Есть у “Белого слона” и номинация для прокатчиков зарубежных фильмов (рассматриваются картины, прошедшие за год на наших экранах). Тут критики проявили академическую сдержанность: “Возвращение” Педро Альмодовара, “Матч-пойнт” Вуди Аллена, “Спокойной ночи, и удачи” Джорджа Клуни – бесспорные практически со всех сторон вещи. Концептуально, кстати, было бы отметить фильм Клуни – он как-никак о благородстве журналистской профессии.