Высоко оценили

Е. Стецко

“Ведомостям” удалось ознакомиться с документом. Из отчета следует, что активы ЮКОСа стоят более $33 млрд (см. таблицу, курс – 26,53 руб. за $1). По словам источника, знакомого с ходом оценки, рыночная стоимость каждого актива подсчитывалась по состоянию на 1 октября 2006 г. И это не окончательные данные – вчера вечером оценщики продолжали работу. Документ еще предстоит рассмотреть комитету кредиторов ЮКОСа, крупнейшими из которых являются “Роснефть” и Федеральная налоговая служба. Гендиректор “Росэко” Евгений Нейман вчера отказался комментировать результаты оценки.

Самые ценные активы ЮКОСа – акции “Газпром нефти” ($4,2 млрд за 20% акций) и “Роснефти” ($7,23 млрд за 9,44%) – фактически оценены по рыночным котировкам. В пятницу эти пакеты в РТС стоили $4,4 млрд и $7,6 млрд соответственно. По обеим компаниям приведена и ликвидационная стоимость. В обоих случаях предложен дисконт в 5% к рыночной цене: пакет “Газпром нефти”, таким образом, стоит $3,98 млрд, а акции “Роснефти” – $6,87 млрд. Именно это имущество выставят на торги в первую очередь, ожидает аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. “Газпром”, заявлявший о намерении выкупить акции “Газпром нефти”, рассчитывал на больший дисконт, признается менеджер госкомпании, ведь эти акции вряд ли будут интересны кому-то еще. Монополия заложила в бюджет на выкуп акций “дочки” $3,75 млрд. Получить официальные комментарии “Газпрома” не удалось.

Все имущество ЮКОСа – от скважин и заводов до недвижимости и автомобилей – вскоре выставят на торги в рамках конкурсного производства. Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун поручил консорциуму российских оценщиков во главе с фирмой “Росэко” подсчитать рыночную и ликвидационную (по этой цене оценщики предлагают выставлять активы на конкурсные торги) стоимость активов компании. Работа должна была завершиться к пятнице, и в этот день пресс-секретарь конкурсного управляющего Николай Лашкевич сообщил журналистам, что предварительная рыночная оценка имущества ЮКОСа “может превысить $22 млрд”.

Ключевые из оставшихся у ЮКОСа добывающих активов – “Самаранефтегаз” и “Томскнефть” – оценили неожиданно дорого: $8,3 млрд и $9,6 млрд соответственно. Для сравнения: крупнейший актив ЮКОСа – “Юганскнефтегаз”, по объемам добычи нефти в несколько раз превосходивший другие “дочки”, был продан в декабре 2004 г. за $9,35 млрд. Зато рыночную стоимость Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), нефтяные запасы которой только вдвое меньше, чем у “Самаранефтегаза”, “Росэко” оценила всего в $46,8 млн. По словам Лукашова, инвесторы оценивают “Томскнефть” в $6,5 млрд, “Самаранефтегаз” – в $2–4 млрд. Оценщики ЮКОСа исходили из $9 за баррель запасов, хотя последние сделки при продаже активов в России проходили по цене $4–5 за баррель, удивлена аналитик Deutsche UFG Ольга Даниленко. Сотрудник “Газпрома” (ранее менеджеры компании интересовались возможностью купить “Томскнефть”) вчера назвал стоимость “Томскнефти” завышенной и выразил надежду, что стартовая цена будет ниже.

Выходит, управляющий и кредиторы летом 2006 г. ошиблись, оценив ЮКОС слишком дешево. В июле 2006 г. команда Ребгуна определила стоимость всего имущества ЮКОСа в $16,9 млрд. А так как признанные судом долги компании составляли $18,56 млрд, управляющий и кредиторы пришли к выводу, что финансовое состояние ЮКОСа безнадежно и его имущество должно пойти с молотка. Нейман отказался раскрыть методологию оценки активов ЮКОСа.

Впрочем, высокая оценка не означает, что и стартовая цена, которую объявят уже накануне аукционов, будет высокой. Инвестбанки в 2004 г. оценивали “Юганскнефтегаз” в $16–22 млрд, а на торги актив выставили вдвое дешевле. Дисконт, который будет применен к большинству активов ЮКОСа, не определен, ориентировочно он составит 5–30%, для добывающих и перерабатывающих активов – в среднем 20–25%, отмечает собеседник “Ведомостей”, знакомый с материалами оценки. Главная задача – чтобы после распродажи активов ЮКОСа все признанные судом кредиторы смогли вернуть свои деньги – $26,6 млрд, заключил собеседник “Ведомостей”.

Получить комментарии представителя ФНС вчера не удалось. Представитель “Роснефти”, которая интересовалась “Самаранефтегазом” и другими активами, отказался от комментариев.