$1 млрд за выбросы


Минэкономразвития получило 60 “сигналов от бизнеса”, говорит Гаврилов. Около трети – почти готовые проекты. “Это большая радость для нас [что постановление скоро появится]”, – считает представитель РАО ЕЭС Марита Нагога. Всех “дочек” обязали подготовить проекты, которые возможно финансировать в рамках Киотского протокола, рассказывает она. Инвестпрограмма РАО ЕЭС на пять лет – $78 млрд, а продажа квот в тех проектах, которые уже готовы, даст около 300 млн евро. Газпромбанк совместно с Dresdner Bank создал недавно в Люксембурге предприятие Carbon Trade & Finance SA, которое будет вкладывать средства в проекты по сокращению выбросов. По словам Гаврилова, заинтересованность проявляли АФК “Система”, “Газпром”, СУЭК, “Русал” и ММК.

Россия ратифицировала Киотский протокол в конце 2004 г. Он обязывает индустриально развитые страны за 2008–2012 гг. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5%, чтобы предотвратить глобальное потепление. Те страны, которые выбрасывают газов меньше нормативов (к ним принадлежит Россия), могут продавать свои квоты.

Но из-за того, что правительство не утверждало необходимые документы, российские компании не могли привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления (ПСО). Они предполагают, что компания из страны, заинтересованной в снижении выбросов, инвестирует в проект другой страны, а сэкономленные объемы парниковых газов засчитывает себе. После праздников Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления, устанавливающего процедуру утверждения ПСО и контроля за их реализацией. Минэкономразвития рассчитывает, что через месяц-полтора постановление будет принято.

Компании смогут заключать контракты, если предоставят правительству проектный документ и получат на него экспертное заключение независимой организации из перечня, утвержденного органом конвенции по изменению климата. Получить одобрение смогут практически все желающие. “Если ты соответствуешь требованиям, ты автоматом получаешь утверждение”, – цитирует “Интерфакс” замдиректора департамента Минэкономразвития Всеволода Гаврилова. Но у каждой отрасли будет свой лимит по ограничению выбросов, который пока не утвержден. По расчетам Гаврилова, это будет 10–15% от всей возможной экономии, возникающей в 2008–2012 гг., или 200–300 млн т.

Задержку с постановлением Гаврилов объясняет тем, что для применения механизмов Киотского протокола Россия должна иметь статус страны, соблюдающей его обязательства, или хотя бы подготовить заявку. Накануне нового года Россия подала необходимые документы. А до этого нужно было создать национальную систему оценки выбросов, их кадастр и реестр, добавляет начальник отдела Минэкономразвития Олег Плужников.

Он прогнозирует, что компании привлекут не менее $1 млрд, если брать в расчет “климатические деньги”, а не общую стоимость проектов. А по мнению директора климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексея Кокорина, “экологические” инвестиции составят примерно $500 млн, а проектов будет около сотни. До 10 российских проектов уже или выигрывали тендеры в Европе, или попадали в шорт-листы, но из-за отсутствия постановления правительства вынуждены были от них отказаться, рассказывает Кокорин. В расчет берутся выбросы с 1 января 2008 г., поэтому пока они много не потеряли, успокаивает эксперт.