ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Меркель стала канцлером Германии всего чуть более года назад, но уже претендует на титул железной леди всей Европы. В минувшие выходные она приехала, точнее, заехала в гости к Владимиру Путину, но вопреки ожиданиям не стала тратить время на обсуждение двусторонних отношений, а посвятила себя и господина Путина исключительно общеевропейской проблематике и как будто сознательно заняла позицию по другую сторону баррикад.

Путин по привычке общения с экс-канцлером Герхардом Шредером ждал от нее конкретных вопросов: о Северо-Европейском газопроводе, газовых поставках со Штокмановского месторождения, а она начала с Белоруссии, продолжила Польшей, да так и не смогла оторваться от проблем с поставками польского мяса в Россию. Говорят, что на переговорах с Путиным Меркель была до неприличия холодна к двустороннему сотрудничеству и, буквально выходя за рамки приличий, убеждала Путина отказаться от эмбарго на польское мясо, с тем чтобы скорее приступить к обсуждению нового соглашения о сотрудничестве между Россией и ЕС.

Стремления канцлера понятны. Германия получила полгода на то, чтобы проявить себя выдающимся председателем Евросоюза, и Меркель стремится доказать, что для нее победа на выборах канцлера Германии не предел – есть еще амбиции завоевать признание и уважение соседей по ЕС. А это куда сложнее, чем подарить иллюзорное пока благополучие простому немецкому парню.

Парни, руководящие странами ЕС, не ждут от Меркель красивых лозунгов и изящной дипломатии. Они поставили перед соседкой конкретную задачу: она должна демонстрировать дистанцию с Москвой, но не терять ее из виду, она должна начать переговоры по соглашению о сотрудничестве, но так, чтобы уступила Россия, а не ранимая Польша. Куда уж тут до двусторонних отношений. Меркель уже должна эту позицию излагать и отстаивать и Путину доказывать, а ему попробуй докажи. Какой уж тут Северо-Европейский газопровод да еще и Штокмановское месторождение.

Владимир Путин хоть и с некоторым пониманием относится к женщинам, но гораздо сильнее он не любит и даже терпеть не может, когда его кто-то о чем-то слишком настойчиво просит. Он тогда начинает как будто даже из вредности делать все наоборот. И нельзя сказать, что ему это всегда помогает и что многим он такому поведению обязан, но вот такой он – и ничего не поделаешь.

А с двусторонними отношениями России и Германии, наверное, все хорошо будет. Пока Меркель презентацию в ЕС проводит, все само собой идет, бизнесмены дружат, инвестиции идут, пока во всяком случае.